Архипова Ирина Константиновна

Ирина Константиновна Архипова (портрет кисти Василия Игоревича Нестеренко)Ирина Константиновна Архипова (1925 - 2010), советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2005).

Путь Архиповой на большую сцену оказался трудным и долгим. Хотя природа наделила ее великолепным голосом, в течение нескольких десятилетий она не могла стать профессиональной певицей. Музыкальные способности девочки были замечены еще до школы. Отец будущей певицы был профессором Московского института инженеров транспорта, но настоящим его увлечением было искусство. Поэтому Ирину начали рано учить играть на фортепиано. Потом ее привели на прослушивание к Е. Гнесиной, которая приняла талантливую девочку в свою музыкальную школу. Учеба одновременно в двух школах оказалась непосильной для подростка. Однако Ирина изо всех сил стремилась сочетать занятия музыкой и учебу в общеобразовательной школе.

Начавшаяся война помешала девочке закончить обучение. Поскольку отца Архиповой не призвали в армию, семья была эвакуирована в Ташкент. Там Ирина окончила школу и поступила в только что открывшийся в городе филиал Московского архитектурного института. Она успешно закончила два курса, а в 1944 году вместе с семьей вернулась в Москву.

Архипова продолжала активно участвовать в институтской самодеятельности, даже не помышляя о карьере певицы. По инициативе знаменитого архитектора И. Жолтовского в институте был организован вокальный кружок. Им руководила Н. Малышева, известная пианистка, жена академика-филолога В. Виноградова. Она начала профессионально заниматься с Архиповой и вскоре отвела девушку на прослушивание в Московскую консерваторию. Мнение профессоров было единодушным: Архипова должна поступать на вокальное отделение.

Летом 1946 года после долгих колебаний она подала заявление в консерваторию. Во время экзаменов в первом туре ее услышал известный педагог по вокалу Л. Савранский. Он решил взять абитуриентку в свой класс. Под его руководством Архипова усовершенствовала певческую технику и уже на втором курсе дебютировала в спектакле Оперной студии. Она исполнила партию Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». За ней последовала роль Весны в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», после которой Архипову пригласили выступить на радио.

Концерт молодой певицы произвел настолько сильное впечатление, что Иновещание включило его в программу, транслируемую в Италии. Однако в то время Архипова еще не рассталась с профессией архитектора. Только на четвертом курсе она делает окончательный выбор под влиянием профессора Н. Озерова (отца известного спортивного комментатора Николая Озерова и не менее известного кинорежиссера Юрия Озерова).

Ирина Архипова (фото)Архипова переходит на дневное отделение консерватории и начинает работать над дипломной программой. Ее выступление в Малом зале консерватории экзаменационная комиссия оценила высшим баллом. Архиповой рекомендовали поступать в аспирантуру.

Однако в то время педагогическая карьера ее не привлекала. Она хотела быть певицей и по совету Савранского решила поступить в стажерскую группу Большого театра, но ее ожидала неудача. По-видимому, великолепные вокальные данные вызвали откровенную ревность со стороны примадонн. И здесь в судьбу Архиповой вновь вмешивается Савранский. Он рекомендовал свою ученицу директору Свердловского оперного театра.

Напуганная неудачей Архипова побоялась ехать в Свердловск, хотя Савранский настаивал на этом и познакомил ее с приехавшей в Москву в командировку режиссером театра Н. Брянцевой. Прослушав Архипову, та сразу же пообещала взять ее в труппу театра. Только после этого Архипова уехала в Свердловск, где была принята в труппу.

Через две недели после приезда состоялся ее дебют. Архипова исполнила роль Любаши в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Ее партнером был известный оперный певец Ю. Гуляев.

Работая в Свердловске, молодая певица расширяла свой оперный репертуар и совершенствовала вокальную и артистическую технику. Уже через год она стала лауреатом Международного конкурса вокалистов в Варшаве. Вернувшись оттуда, Архипова дебютировала в классической партии для меццо-сопрано в опере «Кармен». Именно эта партия стала поворотной точкой в ее биографии.

После исполнения роли Кармен Архипову пригласили в труппу Малого оперного театра в Ленинграде. Однако до Ленинграда она так и не добралась, поскольку получила приказ о переводе в труппу Большого театра. Ее заметил главный дирижер А. Мелик-Пашаев. Он работал над обновленной постановкой оперы «Кармен» и нуждался в новой исполнительнице.

Ирина Архипова (фото)1 мая 1956 года Архипова стала солисткой Большого театра, а всего через месяц дебютировала в новой постановке оперы «Кармен». На сцене Большого театра Архипова проработала сорок лет и выступила практически во всех партиях классического репертуара.

В первые годы работы ее наставником был Мелик-Пашаев, а затем - известный дирижер В. Небольсин. После триумфальной премьеры в Москве Архипову пригласили в Варшавскую оперу, и с этого времени начинается ее известность на мировой оперной сцене.

В 1959 году Архипова была партнершей известного певца Марио дель Монако, приглашённого в Москву для исполнения роли Хосе. После спектакля артист в свою очередь пригласил Архипову участвовать в постановках этой оперы в Неаполе и Риме. Она стала первой русской певицей, вошедшей в зарубежные оперные труппы.

В то время поведение каждого артиста жестко контролировалось и регламентировалось. Взаимоотношения Архиповой с опекавшими ее органами были достаточно сложными. Кроме того, ей пришлось отдавать 90% своих гонораров государству. У нее не хватало денег даже на нормальное питание.

Как и другие певицы, Архипова нередко становилась жертвой закулисных интриг. Так, в 1970 году ее пригласили участвовать в постановке оперы Дж. Верди «Трубадур» на сцене оперного театра во французском городе Нанси. Однако руководство министерства культуры отказалось выпустить Архипову по причине того, что солистке Большого театра якобы не подобает петь во французской провинции. И, кроме того, она никогда не пела эту партию на сцене Большого театра. Надо отметить, что в те годы «Трубадур» вообще не шел в Большом театре.

Архиповой пришлось отправиться в Ригу и исполнить партию в этой опере на сцене Латвийского оперного театра. Только после этого ей предоставили паспорт и визу для поездки во Францию. Более того, когда через несколько лет в Большом театре также решили поставить «Трубадура», то Архипову долгое время не допускали к работе над постановкой. Мотивировка была простой: ее трактовка образа Азучены слишком современна и нетрадиционна.

Ирина Архипова (фото)Иногда певице и просто отказывали в выезде под тем предлогом ... что у нее слишком много приглашений из разных стран. Так, однажды, когда на имя Архиповой пришло приглашение из Англии на участие в постановке оперы «Трубадур» на сцене театра Ковент-Гарден, министерство культуры ответило, что Архипова занята, и предложило послать другую певицу.

Не меньше сложностей вызывало и расширение репертуара. В частности, Архипова прославилась своим исполнением европейской духовной музыки. Однако она долго не могла включать в свой репертуар русскую духовную музыку. Лишь в конце 80-х годов ситуация изменилась. Следует упомянуть и то, что искусство певицы получило признание государства: ей было присвоено звание Героя Социалистического труда, и Ленинская премия, а также звание народной артистки СССР.

Долгое время Архипова являлась председателем Международного союза музыкальных деятелей, преподавала в Московской консерватории, вела цикл «музыкальных гостиных», вечера под девизом «Ирина Архипова представляет», в которых принимали участие молодые певцы. Она постоянно выступала с сольными концертами. В одном из интервью певица шутливо заметила, что ее жизнь напоминает известную сказку про портного, которого сделали царем, а он не хочет бросать ремесло и продолжает шить по ночам.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

Композиторы и исполнители