Фельцман Оскар Борисович

Оскар Борисович Фельцман (1921-2013), российский композиторОскар Борисович Фельцман (18 февраля 1921 г. - 3 февраля 2013 г.), российский композитор.

Биография Фельцмана началась в Одессе. Хотя его родители не были музыкантами, они заметили способности сына, когда тому исполнилось три года. Отец был врачом по специальности и прекрасно играл на рояле.

С четырёх лет Оскар начал заниматься у известного музыкального педагога П. Столярского. Большие физические нагрузки привели к тому, что Столярский посоветовал родителям сменить инструмент, и вместо скрипки Фельцман начинает играть на фортепиано, правда уже у другого педагога.

Когда мальчику исполнилось семь лет, он поступил одновременно в обычную и музыкальную школы, его педагогом становится Б. Рейнбальд. Под её руководством Фельцман прекрасно осваивает искусство игры на рояле и пробует сочинять музыку. Согласно одной из семейных легенд, свою первую песню Оскар написал в пятилетнем возрасте, сочинив грустную мелодию под названием «Осень».

Заметив, что у мальчика есть очевидные композиторские наклонности, Рейнбальд познакомила его с композитором Н. Вилинским. Он вёл подготовительный класс в Одесской консерватории. Вилинский начал индивидуальные занятия с Фельцманом и научил его начальным приёмам композиторского мастерства.

В 1938 году Оскар заканчивает с отличием музыкальную школу и поступает в класс Вилинского в Одесскую консерваторию.

Наставник познакомил его с приехавшим в Одессу на гастроли Д. Шостаковичем. Прослушав студенческие работы Фельцмана, Шостакович сказал, что юноше необходимо полноценное композиторское образование, и посоветовал переходить в Московскую консерваторию, где в то время набирал свой класс В. Шебалин.

Окончив первый курс в Одессе, Фельцман последовал совету Шостаковича. В 1939 году он приезжает в Москву и становится студентом композиторского класса В. Шебалина. Его курсовая работа «Соната для виолончели и фортепиано» была признана лучшим сочинением года и исполнена на концерте в Малом зале консерватории виолончелистом В. Козолуповым. Фельцман был отмечен Сталинской стипендией.

В 1941 году он заканчивает консерваторию по композиторскому отделению. Поскольку по состоянию здоровья его не взяли на фронт, в конце 1941 года Фельцман вместе с консерваторией эвакуируется в Новосибирск. Там он живёт до конца войны.

В 1942 году Фельцман становится секретарём Сибирского отделения Союза композиторов. Он много пишет для местного радио и эвакуированных в город театров. Первой его большой работой стала музыка к спектаклю «Накануне» по пьесе А. Афиногенова, поставленному труппой Ленинградского театра имени А. Пушкина.

К пятидесятилетию Новосибирска Фельцман пишет композицию для хора «Хлеб». В 1943 году она прозвучала по местному радио, а через несколько недель и во всесоюзном Эфире.

После окончания войны он возвращается в Москву и начинает сочинять оперетты, которые идут на сценах театров страны. В Московском театре оперетты ставят «Воздушный замок», в Театре имени К. Станиславского – «Шумит Средиземное море», в Одесском театре музыкальной комедии – «Суворочка» и «Чужая дочь», в Свердловском - «Прекрасная мельничиха» и «Тайна тёти Даши». Фельцман начинает выступать как дирижёр с различными инструментальными ансамблями.

В начале пятидесятых годов композитор впервые обращается к эстрадной музыке. Он пишет несколько сюит, в которых стилизует народные мелодии в современных ритмах.

Песенное творчество Фельцмана началось после сотрудничества с М. Матусовским, обратившимся к композитору с просьбой написать песню на его стихи. Так появился цикл, посвящённый рабочей молодёжи, - «Встречайте бригадира», «Хорошо поют девчата», «В городке, где мы живём», «Признание». Песни Фельцмана прозвучали в программах Всесоюзного радио и вскоре разошлись по всей стране в грамзаписях. Композитор признается, что именно тогда, во второй половине пятидесятых годов, впервые осознал, что песня может не уступать по популярности сочинению крупной формы.

Правда, в то время он писал в основном песни гражданского содержания. «Огни Варшавы», посвящённая фестивалю молодёжи и студентов, прошедшем в Польше в 1957 году, получила первый приз на конкурсе молодёжной песни.

Несмотря на подобную творческую удачу, Фельцман не считал песню основным жанром своего творчеств, хотя в его жизни были периоды, когда на другую работу просто не оставалось времени.

Одним из первых композитор попытался ввести в современную песню ритмы джазовой музыки. Первым опытом подобного рода стала песня «Огромное небо», написанная на стихи Р. Рождественского. Её впервые исполнила Э. Пьеха с ансамблем «Дружба». Впоследствии Фельцман написал на слова Рождественского ряд песен в жанре баллады («Баллада о красках», «Баллада о бессмертии»).

Он начинает сотрудничать и с кинематографистами. Песня «Чёрное море», написанная на стихи М. Матусовского, прозвучала в кинофильме «Матрос с «Кометы». Её припев – «Самое синее в мире Чёрное море моё» - разбирался в многочисленных комиссиях как недопустимый для исполнения текст. Однако народная популярность пришла к песне независимо от решения комиссий.

Композитор вспоминал, что однажды на заседании коллегии Министерства культуры его обвинили в том, что он насаждает ритмы, чуждые советскому народу. Одновременно с заседанием строители ремонтировали фасад здания и пели песню «Чёрное море».

Иногда песни Фельцмана запрещали и по другим причинам. Ещё до полёта Гагарина он написал песню «Четырнадцать минут до старта» на стихи В. Войновича. Когда через несколько лет писатель эмигрировал, слова были изъяты из песни, мелодия стала существовать независимо от текста.

Но композитор старался не реагировать на несправедливую критику, полагая, что время все расставит по своим местам. Фельцмана неоднократно обвиняли в том, что он разрушает советскую музыку, прививает слушателям дурные вкусы.

Одна из подобных историй связана с песней «Ландыши», прозвучавшей в исполнении Г. Великановой. Песня была написана на заказ и прозвучала на открытии сада «Эрмитаж». Она сразу же разошлась в грамзаписях, но композитора обвинили в разложении общества пошлыми песенками.

Однако произведения Фельцмана продолжали звучать не только в СССР, но и за пределами страны. Почти половина его песен переведена на иностранные языки, они звучат в концертах разных ансамблей. Так, песня «Ландыши» получила немецкий текст и стала популярной под названием «Карл-Маркс-Штадт».

Песни «Жеребёнок», «Остров детства» вошли в репертуар И. Кобзона и В. Толкуновой. Песни композитора исполняли также Л. Зыкина, Л. Лещенко, Э. Пьеха.

В девяностые годы он создаёт меньше песен, чем раньше, поскольку современные исполнители предпочитают ритмовые, а не мелодические композиции.

В 1995 году Фельцман закончил балет по произведениям Пушкина, он идёт на сцене Музыкального детского театра.

Композитор сочинил ряд романсов, в 1997 году написал вокальный цикл из шестнадцати романсов на стихи И. Леснянской. 

Заслуги Фельцмана были отмечены и именной звездой на «Площади звёзд» перед ГЦКЗ «Россия». Примечательно, что во время торжеств его называли и летописцем страны.

Сын Фельцмана Владимир закончил Московскую консерваторию как пианист. Он живёт в США, где преподаёт и выступает с концертами. Поскольку его отец слыл заядлым путешественником, семья часто встречалась в Нью-Йорке, где живёт Владимир. Свою супругу Фельцман считал и своей музой.

Композиторы и исполнители