Штокхаузен Карлхайнц

Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007), немецкий композитор, дирижёрКарлхайнц Штокхаузен (22 августа 1928 г. - 5 декабря 2007 г.), немецкий композитор, дирижёр.

Карлхайнц Штокхаузен - один из самых значительных деятелей музыкального искусства второй половины ХХ века. Начав свой путь в качестве ярчайшего представителя и лидера второй волны авангарда (авангарда 1950-х годов), Штокхаузен сохраняет курс на радикальное обновление музыкального языка и шире – художественного мышления, на протяжении всей своей творческой жизни.

Деятельность Штокхаузена-композитора, приведшая к невиданному расширению границ музыкального искусства, получила естественное и необходимое продолжение в деятельности Штокхаузена-теоретика музыки, создателя ряда оригинальных концепций, а также в произведениях Штокхаузена - поэта-мифотворца - автора текстов гепталогии «Свет» и других сочинений, и, наконец, в созданной композитором религиозно-философско-мифологической концепции.

Наследие Штокхаузена - теоретика и мыслителя, составляет десять томов «Текстов о музыке». Философско-религиозно-мифологическая ориентация творчества, подкрепляемая теоретическим осмыслением собственной техники, представляет искусство Штокхаузена как концентрированное выражение немецкой традиции (Вагнер, Шенберг, Хиндемит). Композитор подчёркивает свободу своей музыки от каких бы то ни было влияний, стремясь преодолеть любые проявления музыкального прошлого.

По мнению Штокхаузена, середина ХХ века ознаменовала конец не только классической культуры Нового времени, но и огромного культурно-исторического цикла всей европейской цивилизации, начавшегося ещё в античности, более двух тысяч лет назад. Соответственно, Новая мировая эпоха началась около 1950 года. 1950 год, по мнению Штокхаузена, «время ноль» этой новой эпохи и новой культуры.

В отличие от европейской классики, где музыка понималась как выражение внутреннего мира человека, как язык чувств, аффектов (XVII-XIX века) или отражение психологических процессов (XIX и начало ХХ века вплоть до Шенберга и Берга), то в представлении Штокхаузена музыка - наиболее тонкая форма космических вибраций (волн), «дыхание» Бога, проявляющееся в Космосе: «Каждый объект в мире вплоть до мельчайшего атома производит волны, которые можно трансформировать в волны акустические... Все производит звуки... Музыка - это Божественное и наивысшее из искусств». Своим любимым композитором Штокхаузен называет Бога-отца и постоянно подчёркивает, что он не сочиняет свою музыку, а только передаёт получаемые им вибрации и функционирует «как передающее устройство, как некое радио».

Штокхаузен приходит к новому пониманию музыки, развивая и доводя до логического предела определённые стороны романтического мироощущения, которое в своё время явилось сильнейшим фактором, изнутри расшатавшим основы классики. Разумеется, у Штокхаузена нет абсолютно никаких стилевых пересечений с романтической музыкой, равно как и романтического культа индивидуальности. В то же время романтики (Новалис, Гофман, Вагнер) воскресили древнейшие представления о «духе музыки», скрытом в природе, о музыке как Божественной основе мира, создав тем самым предпосылки для развития идеи музыкальной религиозно-мифологической мистерии как высшей формы и цели искусства.

Мечта Штокхаузена - быть «композитором Галактики», сделать человечество более музыкальным, то есть совершенным.

Главное произведение, над которым он работал более двадцати лет,- гепталогия «Свет», цикл из семи опер,- самое большое произведение за всю известную нам историю как будто воплощает в действительность нереализованный проект «Мистерии» А. Н. Скрябина. С последним, помимо космичности всего замысла, есть и частые совпадения: образ света как символа высшего духовного начала и семидневность действа. Однако связи со Скрябиным, равно как и с Вагнером (невольно обнаруживаются параллели с мифологической тетралогией «Кольцо Нибелунга»), состоят исключительно в выражении сходных художественных тенденций и единой логики истории, но отнюдь не в плане влияний и преемственности.

С одной стороны, авангардисты, и в особенности Штокхаузен, создают совершенно новые звуковые миры, не имеющие точек соприкосновения с музыкой прошлого, осуществляют «скачок» в развитии. Но сам «скачок» был вызван и обусловлен завершённостью циклоклассической культуры.

Раздвижение границ музыки, к которому постоянно стремился романтизм, но принципиально не мог его достигнуть, было наиболее последовательно и осознанно осуществлено Штокхаузеном. Для него музыка получила своё продолжение в слове, в жесте, в религиозном ритуале.

Музыкальный мир Штокхаузена постоянно эволюционирует. В произведениях рубежа XX-XXI веков он предстаёт совершенно другим, нежели в период авангарда 50-х годов. Начиная с 60-х годов вплоть до настоящего времени существенно расширяется круг исторических и географических горизонтов музыки Штокхаузена. Вопреки многообразным тенденциям «ретро», которые преобладают в современном искусстве, Штокхаузен неуклонно расширял действие своего «авангардного принципа»: «Создание того, что прежде не существовало и чему невозможно дать объяснение».

Карлхайнц Штокхаузен родился в 1928 году в местечке Медрат близ Кельна. Его отец, школьный учитель, пропал без вести на фронте в 1945 году. Ещё раньше (в 1941 году) мать, находившаяся в клинике для душевнобольных, была подвергнута эвтаназии, широко практиковавшейся в гитлеровской Германии по отношению к душевнобольным. Оставшись сиротой, будущий композитор сполна вкусил тяготы жизни, работая тапером в барах, рабочим на фабрике, сторожем на автостоянках. Тем не менее, в 1947-1951 годах Штокхаузен учился в Государственной Высшей музыкальной школе по специальностям фортепиано и музыкальное образование, которую закончил с отличием, а также в Кёльнском университете по специальностям германская филология, философия, музыковедение.

В 1950-1951 годах появляются первые произведения: «Хоры для Дорис» (Дорис Андреа в 1951 году стала женой композитора), «Три песни» для альта и камерного оркестра (на слова Бодлера и самого Штокхаузена), «Хорал» для хора а capella и «Сонатина» для скрипки и фортепиано.

Композиторское становление происходило с необычайной стремительностью, и уже в 1951 году он создаёт пьесу «Перекрёстная игра» для небольшого ансамбля (гобой, бас-кларнет, фортепиано и 12 ударных). Произведение стало рубежным не только для Штокхаузена, но и для всего авангарда: это одно из самых ярких, художественно убедительных и при этом наиболее строгих и последовательных применений техники тотального сериализма. (Серийная техника - техника композиторского письма, использующая ряд (серию) звуков, из которого путём его непрерывного повторения образуется звуковысотная ткань произведения).

Исполнение «Перекрёстной игры» на Дармштадских курсах вызвало широкий резонанс и поставило начинающего композитора в положение одного из лидеров новейшей музыки. Тем не менее, он продолжает совершенствовать своё мастерство в классе Оливье Мессиана (ритмика, эстетика) в Парижской консерватории, а позднее изучает теорию информации и коммуникаций в Боннском университете.

Создавая «Перекрёстную игру», Штокхаузен намеренно отказывается от всех принципов формообразования и тематической организации прежней музыки, используя лишь принцип серии и, более того, распространяя его на все параметры звука (высота, тембр, громкость, длительность). Принципы, утверждённые в «Перекрёстной игре», были по своему развиты в каждом из последующих произведений 1950-х годов: «Формуле» и «Игре» для оркестра, «Контрапунктах» для ансамбля, фортепианных пьесах («Клавирштюках») N2 1-8. В сериальных композициях Штокхаузен приходит к совершенно новому ощущению звуковой материи, а самое главное – музыкального времени. По мнению композитора, не только ритмические явления организуют время, но и звуковысотность также является проявлением времени. В итоге, музыкальная композиция может мыслиться как единство нескольких временных планов, в которых время тычет по-разному, в разных «темпах» - собственно, как и в окружающем нас космосе. Оперируя временными процессами, композитор стремится исключить ощущение развития во времени (от начала к концу) – основы всех классических форм. В противоположность прежнему, он предлагает идею «статичного» времени. (Исследованию проблем времени посвящена работа Штокхаузена «…Как течёт время»).

Первые опыты Штокхаузена в области электронной музыки относятся ещё к 1952 году, а с 1953-го он становится постоянным сотрудником Студии электронной музыки при Западногерманском радио в Кельне (в 1963-1977 годах – художественный директор). Электронные средства, во-первых, позволили Штокхаузену продолжить начатое в сериальных сочинениях: исследовать глубинную природу звука и добиться ещё большей точности упорядочивания звукового материала. Во-вторых, электронные средства позволили впервые в истории создавать музыкальный материал, а не только использовать уже существующий - звуки голоса, инструментов с их заданными тембрами и диапазонами.

К электронным композициям Штокхаузена 50-х годов относятся «Электронные этюды № 1 и 2», «Песнь отроков» и «Контакты». В «Песни отроков» композитор при помощи электроники препарирует человеческий голос, получая широкий спектр звучания: от взрывообразных «космических» шумов до какого-то фантастического «пения». И лишь в отдельные мгновения возникают понятные слова и словосочетания.

В 1964 году Штокхаузен становится руководителем группы, исполняющей «живую» (live) музыку (то есть не смонтированную заранее на магнитофонной ленте). Среди сочинений для этого ансамбля – «Микрофония I» с использованием тамтама, «Микрофония II» для хора (сопрано и басы) в электронной обработке, «Процессии», также с использованием различных традиционных инструментов, «Короткие волны» для фортепиано, тамтама, альта и электроники.

В произведениях Штокхаузена 1960 годов преобладает алеаторический метод сочинения и нотной записи. (Алеаторика - метод музыкальной композиции ХХ века, предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности становятся формообразующими).

Сменив принцип сериализма с его строжайшей организацией, алеаторика явилась следующим необходимым звеном европейской истории музыки. В алеаторических произведениях единство, обеспечивающее логику развития звукового материала, предстаёт в виде моделей (нотных, графических или других). Вперёд выступает «вариантность», неизбежно сопутствуя каждому исполнительскому воплощению, которая фактически становится досочинением произведения.

Характернейшим примером вариативной композиции явился «Клавирштюк 11», созданный ещё в 1956 году,- его текст в виде отдельных элементов, произвольно выбираемых пианистом, записан на одном листе. Эту линию продолжил «Плюс-минус» (1963), а затем целый ряд сочинений 1960-х годов.

«Мировая музыка» Штокхаузена представлена в первую очередь «Телемузыкой» и «Гимнами». В «Телемузыке», магнитофонной электронной композиции, используется в качестве материала для электронной обработки традиционная музыка всех континентов. В «Гимнах» - монументальной композиции, длящейся около двух часов, электронной обработке подвергаются гимны всех стран, наряду с этим применяется «конкретная музыка» (обрывки речи, радиопомехи), а также используются инструменты.

Штокхаузен стремится подчеркнуть, что получающаяся в результате музыка - не импровизация (так как «импровизация» всегда связывается с представлением о лежащих в основах схемах и формулах, стилистических элементов), а интуитивно достигаемое согласие участников ансамбля друг с другом и с автором в обнаружении музыки космоса.

Начиная с 1977 года, Штокхаузен работает над циклом из семи опер «Свет». Первой была написана опера «Четверг», премьера которой состоялась в 1981 году в Милане, в Ла Скала. В 1984 году в Миланском Дворце спорта силами театра Ла Скала была впервые поставлена «Суббота». Также в Ла Скала состоялась премьера «Понедельника» в 1988 году. «Вторник» сначала целиком был дан в концертном исполнении в 1992 году в Лиссабоне, а в 1993 году состоялась его театральная постановка в Лейпцигской опере. Премьера «Пятницы» состоялась также в Лейпциге в 1996 году.

Штокхаузен говорил, что его творчество может быть представлено как работа над одним единственным сочинением, подчёркивая тем самым единство всего своего пути и единое основание всех своих техник и манер. Всё созданное с конца 70-х годов включено в единое произведение в самом буквальном смысле этого слова. В 1999 году была завершена очередная опера из «Света» - «Среда», постановка которой откладывается, однако состоялись премьеры некоторых её сцен.

Штокхаузен участвовал почти во всех премьерах своих произведений в качестве дирижёра или звукорежиссёра. А в постановках опер цикла «Свет» ему помогали члены его семьи: дочь Майелла (фортепиано), сыновья Маркус (труба) и Симон (синтезатор), а также две женщины, единомышленницы и спутницы жизни: кларнетистка Сюзанна Стефанс и флейтистка Катинка Пасвеер.

Педагогическая деятельность Штокхаузена началась в 1953 году чтением лекций на Дармштадских курсах. В 1963-1968 годах композитор был также художественным директором основанных им Кёльнских курсов новой музыки, а в 1971-1977 годах работал профессором композиции в Высшей музыкальной школе Кельна. После значительного перерыва в педагогически-просветительской деятельности с 1988 года начал проводить летние «Штокхаузен-курсы» в Кюртене (близ Кельна), где находится дом композитора, построенный по его собственному оригинальному проекту.

К началу 1990 года Штокхаузеном создано около 60 крупномасштабных опусов (не считая многочисленных вариантов), опубликовано шесть томов комментариев и теоретических исследований. Композиторской и теоретической сопутствовала значительная концертная деятельность. Последние два десятилетия Штокхаузен жил затворником в деревне под Кёльном, продолжая работу над оперным циклом «Свет». Это огромное сочинение - тридцать часов музыки, разделённых на части, посвящённые семи дням недели, - до сих пор не было исполнено целиком. Части её были представлены в Амстердаме на традиционном Holland Festival - центральном событии музыкально-театрального года в Нидерландах.

5 декабря 2007 года, на 80-м году жизни, после непродолжительной болезни Штокхаузен скончался в своём доме на западе Германии.

Композиторы и исполнители