«Балло» означает «танцую». Балет Прокофьева «Золушка»

«Балло» означает «танцую». Балет Прокофьева «Золушка»

«Балло» означает «танцую»

Содержание:

  1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»).
  2. Музыкальные персонажи в движении.
  3. Родственность слов балет и бал.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание);
  2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова. «Котёнок и щенок» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.
  2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Балет - загадка, что не знает слов...

Знакомство с жанром балета

Что же такое балет? 

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». 

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства.

На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось искусство балета. В этой стране издавна любили не просто танцы, а танцевальные сценки, которые исполнялись в народных комедиях, на карнавалах, балах и других празднествах.

Слова «бал» и «балет» - родственные.  Бал – большой танцевальный вечер, а балет – большой музыкальный спектакль.

Балет – это обязательное сочетание танца и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба этих искусства объединяет то, что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и поэтично.

Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. 

Изначально танец был неотъемлемой частью сценического представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки – пуанты. 

Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.

Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник-декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету, выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический оркестр.

Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны.

Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка» 

Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришёл на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Представьте себе, в кабинете консерватории сидит серьёзная приёмная комиссия, в которой известные композиторы – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13-летний мальчик. Вот мои сочинения», - сказал он. И тогда Н. А. Римский-Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!»

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы.

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений». Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника «Детская музыка», сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с инструментами симфонического оркестра.

Одним из самых известных его сочинений является балет «Золушка».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль Перро.)
  3. Назовите главных героев этой сказки.
  4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.)

Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах нашей страны и в различных странах мира. 

Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните имя одной из них – Галина Уланова.

С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк» каждый персонаж имел свою тему: Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие, короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с самого начала балета. 

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена – Кривляка и Злюка.

Слушание: «Па де шаль».

  1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.)
  2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.) 

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание: «Урок танца. Гавот».

  1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.)
  2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.) 

Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто.

И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашки в её великолепном наряде.
Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» - напоминают ей часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца.
Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Обратите внимание на то, как после 12-того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо.

Слушание: «Полночь».

  1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.)
  2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.)
  3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.) 

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной.

Слушание: «Вальс».

  1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.)
  2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной, безрадостной.)
  3. Как по-вашему, что происходит в этот момент на балетной сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают карета, кони, кучер.)

Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье.

Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и человеческого отношения к жизни в противоположность злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве называется «контраст».

  1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.)
  2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)
  3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.)
  4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.)

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр.

Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

Вопросы и задания:

  1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет?
  2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?
  3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?

Запомни!
Бал
Балет
Артист балета
Контраст


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Прокофьев. Вальс. Полночь из Балета Золушка, mp3;
    Прокофьев. Гавот из балета Золушка, mp3;
    Прокофьев. Полночь из балета Золушка, mp3;
    Прокофьев. Танец Па де шаль из балета Золушка, mp3;
3. Сопровождающая статья, ppsx.

Композиторы и исполнители