О понятии «современная музыка»

О понятии «современная музыка»

О понятии «современная музыка»

Содержание:

  1. Полисемичность понятия «современная музыка».
  2. Тема утраченной гармонии в современной музыке (на примере Симфонии № 6 Г. Канчели).

Учебно-дидактическое обеспечение:

  1. Живопись: Г. Климт. «Музыка».
  2. Музыка: Г. Канчели. Симфония № 6. I часть. Фрагменты (слушание)

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве.
  2. Анализировать стилевое своеобразие музыки XX века.
  3. Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов в музыкальном произведении.
  4. Эмоционально воспринимать художественные образы музыкального произведения.

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: понимание существования музыки как процесса в общем русле развития культуры, истории человечества.
  2. Личностные: осознание   опоры    современного   музыкального творчества на богатые художественные традиции, накопленные человечеством.
  3. Предметные: умение дать разные определения современной музыки и объяснить их содержание; ознакомление с музыкой современного грузинского композитора Г. Канчели.

Форма проведения занятия:

  1. Вводная беседа о преемственности традиций в искусстве, о взаимосвязи старинной и современной музыки.

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о традициях и новациях в искусстве, о чередовании и преемственности художественных стилей.
  2. Просмотр и обсуждение репродукции картины.
  3. Разговор о новых и новейших стилях музыки.
  4. Беседа об изменении понятия «современная музыка». 
  5. Поиск с помощью Интернета современных произведений искусства, в которых воплощаются темы прошлого.

Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках...
(Иван Сергеевич Тургенев, писатель, поэт)

Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.

Однако всё это будет рассмотрено сквозь призму главного вопроса - что такое музыка сегодня?

До сих пор мы говорили преимущественно о музыке академической, т. е. музыке, создаваемой композиторами-профессионалами, а также о фольклорной и духовно-певческой традициях. Все эти виды музыки, будучи главными на протяжении ряда веков, в настоящее время - далеко не исключительные формы музыкального бытия.

В нашу жизнь вторглось огромное количество другой музыки, на которую нельзя не обращать внимания - хотя бы в силу многочисленности её видов, а также востребованности значительной частью слушательской аудитории. Джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп и т. д. - всё это новые и новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным законам. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более многообразным и пёстрым явлением, чем это было до сих пор. Теперь она объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры, национальные традиции и даже культуры в целом.

Изменилось и само понятие современная музыка. Например, в среде музыкантов-профессионалов современной называют академическую музыку, созданную в последние десятилетия. А за пределами этой среды современной считается как раз музыка неакадемическая. Встречается даже прямое противопоставление «музыка классическая - музыка современная», где место классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями. Усложнение художественной ситуации, как следствие, повлекло и неоднозначность в её определениях.

Такая неоднозначность сказывается и на самом музыкальном творчестве. Всё чаще композиторы в своих произведениях обращаются к воплощению противоречивых образов времени. Среди таких противоречий более заметную роль играет мотив утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного современного мира.

Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия Канчели. Симфонию предваряет эпиграф альтов, расположенных позади оркестра с двух сторон. Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина пытается продолжить напев альтов, однако наталкивается на сопротивление резкого звучания оркестра. Таков один из смыслов произведения: не просто контраст, но настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой пронзительной музыкой современности.

Диатонический склад мелодии, средний регистр, медленный темп и тихая динамика, подчёркивают спокойный певучий характер темы, повторность мотивов в её строении. Эта мелодия проста и берёт свои истоки в народной песенности. Фольклорный склад музыки подчёркивается тянущимся нижним звуком, образующим квинту с мелодией. 

Слушание: Г. Канчели. Симфония № 6. I часть

Гия Канчели - современный грузинский композитор, родившийся в 1935 г. Среди его произведений - семь симфоний, ка мерная вокальная и хоровая музыка, а также музыка к кинофильмам и спектаклям. «В 1960-1980-х сочинял как медленные, статичные, преимущественно одночастные симфонии, так и разнообразную, часто весёлую и остроумную музыку для театра и кино, которая принесла Канчели широкое признание в Грузии и других республиках СССР.
В серьёзной музыке Канчели возрождаются архаические пласты грузинского фольклора и духовного песнетворчества; она примечательна своей консонантностью, укоренённой в традициях грузинского многоголосия. С начала 1990-х Канчели живёт в Западной Европе (Германия, Нидерланды, Бельгия); в его произведениях этого периода преобладают ностальгические настроения» (Музыкальный словарь Гроува. М., 2001).

Густав Климт - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи (1862-1918). Климту была необыкновенно близка музыкальная тема, она легла в основу многих его работ.  
В этой картине «Музыка» представлена в образе греческой девушки, играющей на лире. Это произведение построено на контрастности, которую можно увидеть в противопоставлении чёрного одеяния девушки с ярко-золотым музыкальным инструментом. В её облике видны приметы Древней Греции. В то же время на ней надето платье современного покроя. Волосы также уложены в том же стиле. Она словно посланница из прошлого в будущее, которые связывает вечная музыка. Парящие в пространстве шарики и есть материализация звуков. Это ноты, которыми наполнено пространство. Слева за девушкой – демон Силен, олицетворяющий музыку и плодородие, а справа – Сфинкс – вечное таинство и загадочность. Неподчинение окаменевшим взглядам, избавление от них с обретением личной свободы – возможно, что именно это хотел передать в картине Г. Климт, который предоставлял право каждому выстроить свой сюжет. Контрастные темно-синие и золотисто-бежевые тона подчёркивают вечность музыки и бренность короткой человеческой сущности.

Музыки в наше время стало значительно больше, чем раньше. Больше стало и её разновидностей. Сейчас далеко не каждый музыкальный эрудит сможет даже просто перечислить все существующие на сегодняшний день музыкальные стили и жанры. Более того, не только отдельный человек, но и любая современная энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий перечень. Одна из причин - непрерывно меняющаяся картина музыкальной жизни, умножающая новые явления со стремительной скоростью.

Это, кстати, относится и к другим видам творчества, например, литературе. Ещё полтора столетия назад каждый год издавалось не более пяти-шести сколько-нибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них становилась событием. «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» знала вся читающая Россия. То же можно сказать и о творчестве композиторов, относящемся к эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ жизни человека. Теперь же произведений искусства разного масштаба и уровня появляется такое количество, что даже на поверхностное знакомство со всем этим множеством не хватит целой человеческой жизни.

Именно поэтому необходимо хотя бы в общих чертах представлять ту культурную, и в частности музыкальную, среду, в которой мы находимся. Это - необходимое условие понимания особенностей того времени, в котором мы живём, а также музыки, которую мы слушаем.

Важно также понять, почему за сравнительно короткий исторический период возникло так много различных «музык» и что представляют хотя бы некоторые наиболее заметные из них.

Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка и музыкальная жизнь в целом, она по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человека, который, несмотря на все успехи научно-технического прогресса, так и не научился без неё обходиться.

Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете словосочетание «современная музыка»?
  2. Согласны ли вы с противопоставлением классики и современной неакадемической музыки? Постарайтесь объяснить свой ответ.
  3. Какое из слов - контраст, конфликт, столкновение – наиболее точно передаёт взаимодействие музыкальных тем в Симфонии № 6 Г. Канчели? Что, по-вашему, это взаимодействие выражает?
  4. Во время прослушивания произведения обратите внимание на роль пауз. Как вы думаете, с чем связаны столь продолжительные, часто повторяющиеся фрагменты тишины?
  5. Можно ли усмотреть моменты образного сходства между Симфонией № 6 Г. Канчели и картиной Г. Климта «Музыка»? В чём это проявляется?

Дополнительный материал

Появление на небосклоне музыкальной культуры второй половины XX в. столь уникальной фигуры, как Гия Александрович Канчели, имеет особое значение. Подобно великим художникам, размышляющим над вечными проблемами бытия, он является не только композитором, но и философом, мыслителем. А потому его творчество представляет огромный интерес как для музыкантов, так и для исследователей искусства и культуры в целом.

Музыка Г. А. Канчели - это своеобразный целостный мир, в котором масштабность и многомерность образов удивительно органично сочетаются с тонким мастерством музыкальной звукописи. С первых тактов звучания его музыка захватывает и не отпускает до тех пор, пока не стихнет последний звук. Рождённая из тишины, словно растворённая в ней, звучащая то тихим отпеванием, то осознанием трагизма человеческого бытия, то неким божественным светом, она побуждает к воспоминаниям, размышлениям, к осмыслению самого сокровенного, вселяя веру в бессмертие вечных ценностей.

Г. А. Канчели - художник-гуманист. Это проявляется в последовательном и беззаветном служении духовности и красоте как высочайшим человеческим ценностям. Такая парадигма просвечивает в звуковой материи его произведений и тем самым одушевляет, эстетизирует её. Звук в сочинениях Г. А. Канчели предстаёт как символ, за которым прослушивается некая значимая суть накопленного веками смысла бытия. Познающая мысль вступает в диалог с этим смыслом. Именно поэтому сложная система музыкально-логических отношений музыки Г. А. Канчели никогда не раскрывается сразу, в виде готовой информации: она требует вхождения, вживания, являясь, по существу, таким же процессом испытания или исследования, как и сама реальность.

Г. А. Канчели - творец особого духовного склада, его поиски направлены на выражение общечеловеческой, нравственной сущности явлений. Его музыка отличается сосредоточенностью и серьёзностью. Её сила в эмоциональной насыщенности мысли, в напряжённости драматургического процесса, остроте возникающих столкновений крайних полюсов явлений. Её смысл - неиссякаемый, освещённый многовековой историей грузинского и европейского гуманизма интерес к духовному миру человека, стремление передать через интонационный процесс этическую природу и смысл человеческого существования.

Духовно-религиозное начало становится важнейшей предпосылкой стиля, подчиняет себе его развитие, определяя состав и форму стилистических элементов.

Анализ музыки Г. А. Канчели даёт основания утверждать, что во всех своих произведениях композитор предстаёт как самобытное, неповторимое, исключительное явление современности. Его музыка - феномен особого рода. Она органично вписывается в контекст развития музыкального искусства XX столетия с его содержательными и технологическими достижениями и одновременно предстаёт как ярко индивидуальное явление, рождённое в условиях грузинской национальной традиции.

Интерес и музыкальные пристрастия композитора многогранны. Для Г. А. Канчели не существует «своего» и «чужого», старого и нового. Музыкальное «многоязычие», владение интонационным строем разных времён и разных национальных традиций - ценное качество сочинений Г. А. Канчели.

Основной путь, по которому идёт преодоление «чужеродности» материала в сочинениях, - драматургический. Именно направленность драматургического процесса как сосредоточенность на единой мысли обусловливает органичность каждого конкретного лексического и стилевого приёма.

Своеобразие композиции ранних симфоний Г. А. Канчели связано с творчески напряжёнными поисками формы, максимально отвечающей их замыслу. В этих поисках Г. А. Канчели предстаёт как композитор, глубоко изучавший не только историю жанра симфонии, но и стремившийся постичь его своеобразное преломление в творчестве композиторов предшествующих эпох.  И здесь удивительно органичной оказалась связь Г. А. Канчели с тенденциями эпохи романтизма, когда традиционная классическая модель симфонии как четырёхчастного цикла подверглась пересмотру.

Начиная с Ф. Шуберта и его «Неоконченной» симфонии вплоть до настоящего времени художественная практика композиторов связана с созданием симфоний различной цикличности.

Особое внимание при анализе ранних симфонических опусов Г. А. Канчели обращено на их содержательную сторону.  Особенности содержания симфонических творений обусловлены стремлением композитора воплотить художественный образ бытия таким, каким он виделся начинающему композитору - бытия, агрессивно наступающего и возвышенно-созерцательного. В подобных смысловых контрастах раскрыта содержательная целостность художественного мира Г. А. Канчели (Денисова З.  М.  Симфонические жанры в творчестве Г. А. Канчели: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Магнитогорск, 2010).

Композиторы и исполнители