Такие разные песни, танцы, марши. 2 урок

Такие разные песни, танцы, марши. 2 урок

Содержание:

  1. Содержательность жанра марша.
  2. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди.

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание);
  2. Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
  3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
  4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж. Верди).

Работа над нотными примерами:

  1. На уроке, посвящённом маршам, учитель знакомит учеников с двумя контрастными примерами использования жанра - в русском сказочном балете и в зарубежной опере. В двух нотных примерах, относящихся к жанру марша (15 и 16), ученики отмечают признаки сходства и различия. Сходными чертами маршей П. Чайковского и Дж. Верди являются чёткий упругий ритм, маршевый темп и размер, мажорный лад, аккордовая фактура. Однако эти два марша отличает ряд признаков. Сказочный характер маршу Чайковского придают высокий регистр, тихая динамика и прозрачное звучание аккордов трёх труб. В марше Верди более плотная фактура, громкая динамика, используются разнообразные регистры. Аккорды, сопровождающие гордую победную мелодию, массивны и многозвучны. Музыка рисует картину ликующего народного шествия.

Точно так же и другие жанры - вальс, элегия, марш - имеют свою собственную содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями - то поэтически-танцевальными, то торжественно-величавыми.

Конечно, каждый жанр допускает разнообразную трактовку: так, например, марш - один из основных музыкальных жанров - может иметь и шутливо-юмористический, и серьёзный характер. Сравните звучание двух маршей: марша из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и марша из оперы Дж. Верди «Аида».

Прежде всего обратим внимание на то, что в основе балета «Щелкунчик» лежит сказочный сюжет. Чайковский уточняет жанр произведения: не просто балет, а балет-феерия (феерия - театральное или цирковое представление сказочного (волшебного) содержания с яркими сценическими эффектами). Большинство действующих лиц - волшебные герои: Щелкунчик, его войско, Мышиный король ...

Марш из балета «Щелкунчик» П. Чайковского звучит в начале спектакля. На сцене изображается детский рождественский праздник. Собираются гости, оживлённые радостные детишки восхищаются сверкающей ёлкой. Они входят под звуки детского сказочного марша. Тема марша поручена звонкому радостному тембру трёх труб.

Отсюда и характер сказочного марша - лёгкий, подвижный, негромкий, сказочно-красивый. (Обратите внимание на нотный пример 15: все доли такта короткие, отделены друг от друга паузами.) 

Слушание: П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

Совсем другим предстаёт перед слушателями марш из оперы Дж. Верди «Аида».

Произведение было создано композитором по случаю исторического события - открытия Суэцкого канала (1869), соединяющего Средиземное и Красное моря. В это же время в Каире (столице Египта) был построен оперный театр. Учитывая значительность события, Верди пишет «Аиду» по законам «большой оперы». Произведение отличают монументальность (монументальность, от монументальный - величественный, производящий впечатление величиной, мощностью), наличие развёрнутых массовых сцен, торжественные шествия, балеты, сочетание героики и глубокого драматизма.

В этой связи естественно предположить, что марш, завершающий второе (победное) действие оперы, должен звучать совершенно иначе, чем феерическое шествие в детском сказочном балете. 

В опере «Аида», созданной в 1871 г., повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды - дочери эфиопского царя, с армией которого сражаются египтяне. Египтяне под предводительством храброго Радамеса одерживают победу. Их триумфальное вхождение в город Фивы изображается во 2-й картине II действия оперы. Вся сцена основана на жанре марша; звучит целый ряд маршевых тем. Многие из них сопровождаются хором. Народ поёт:

Слава Египту и богам!
Наша они защита.
Царю державы нашей
Гимны-хвалы поём.
Слава царю! Славен будь!

Несокрушимая сила и мощь, горячность чувств, огромная жизненная энергия пронизывают звучание марша. Этот своеобразный символ могущества египетского государства.

Торжественный блеск музыке придаёт введение в оркестр египетской трубы («трубы Аиды»). В отличие от современной трубы, ствол которой дважды согнут, египетская труба прямая, вытянутая, с небольшим раструбом; её звучание более сильное, яркое и звонкое. Примечательно то, что Верди включил в партитуру одновременное звучание шести таких труб: три трубы должны были располагаться в левой части сцены, три другие - в правой части.

Вот как описывается сцена марша в оперном либретто. 

Огромная площадь в освобождённых Фивах заполнена народом. На трон, воздвигнутый против храма, поднимается фараон с дочерью. Вокруг размещаются жрецы, свита, дворцовая стража ...

Празднество начинается парадным шествием. Под звуки торжественного марша мимо трона проходят войска египтян. Танцовщицы, скользя в пляске, показывают толпе драгоценности побеждённых- воинов Эфиопии. Несут знамёна, статуи богов, трофеи. Едут колесницы, ведут боевых коней. И наконец появляется тот, кого так нетерпеливо ждут. «Слава герою! Слава!» - несётся по площади. Жрицы устилают путь Радамеса (Радамес - один из главных героев оперы «Аида», начальник дворцовой стражи фараона, предводитель египетского войска. Любовь Радамеса и Аиды - дочери эфиопского царя – становится причиной страшной трагедии, приведшей к их гибели) цветами, красивейшие девушки воспевают его доблесть. Сам фараон обнимает победителя: «Требуй, что пожелаешь!» ...

Самая яркая и блестящая из маршевых мелодий - тема Радамеса, въезжающего на колеснице и приветствуемого народом. 

Слушание: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»

Вопросы и задания:

  1. В чём состоит принципиальная общность и принципиальное отличие двух произведений - марша из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и марша из оперы «Аида» Дж. Верди?
  2. Какие причины определяют разную образную и музыкальную трактовку этих маршей?
  3. Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового своеобразия изученных маршей?

На постере: иллюстрация Петра Редькина.

Композиторы и исполнители