Барышников Михаил Николаевич
Михаил Николаевич Барышников (род. 27 января 1948 года) русский и американский танцовщик, хореограф, актер.
В памяти зрителей артисты балета всегда остаются молодыми, потому что уходят со сцены, не успев состариться. Их творческий век не так уж долог, поэтому многие из них относятся к жизни с жадностью, как бы стараясь переиграть все роли и попробовать себя в разных амплуа. Может быть, поэтому во времена «железного занавеса» самые настойчивые из них оставались после гастролей за границей, где пытались максимально реализовать себя.
Одним из тех, кто когда-то не вернулся после гастролей на родину, был Михаил Барышников. Его путь на большую сцену был вполне традиционным для юного гражданина страны Советов.
Михаил Барышников родился в Латвии, потом учился в балетной школе, затем окончил хореографическое училище имени Вагановой в Ленинграде. И с 1967 года стал солистом, ведущим исполнителем мужских партий в балетной труппе театра имени Кирова.
Казалось бы, все у него складывалось прекрасно и будущее обещало быть если не лучезарным, то вполне благополучным. Однако в 1974 году произошло то, что в те времена классифицировалось как измена родине.
Барышников не вернулся из зарубежных гастролей Театра оперы и балета и попросил убежища в США. Через десять лет в американском фильме «Белые ночи» он сыграет самого себя и постарается донести до зрителей те причины, которые заставили его когда-то принять такое непростое решение.
Оставшись в Соединенных Штатах Америки, Барышников начинает сотрудничать с различными балетными коллективами, а позже получит известность и как драматический актер, снявшись в нескольких фильмах.
В 1974-1978 годах он был ведущим танцовщиком в «Американ Бэллет Тиэтр», где его партнершей была известная балерина Джелси Керкленд. Затем Барышников переходит в труппу нью-Йоркского «Городского балета», но вскоре опять возвращается в «Американ Бэллет Тиэтр» - уже в качестве директора - и работает там с 1980 по 1989 год. В те же семидесятые годы он впервые снимается в кино в фильме «Поворотная точка».
С начала девяностых годов Барышников выступает в составе разных балетных коллективов, не связывая себя постоянными и длительными обязательствами. Наконец он организует собственную труппу современного балетного танца «Уайт Оак Проджект», где выступает постоянно, не теряя связи с другими творческими коллективами.
В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные интересные постановки, среди которых особое место занимают балетные спектакли по произведениям С. Прокофьева. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими.
Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии. Блестящий талант Барышникова позволил ему в очень короткие сроки стать звездой американского балета, и эта слава сопутствует артисту до сих пор.
Не меньшую известность он получил и в мире кино. Это произошло, когда однажды его пригласили сняться в Голливуде, и Барышников решил попробовать, что из этого выйдет. Ему тогда предложили на выбор несколько ролей и сценариев, но он захотел выступить в той роли, которую играл всю свою жизнь, - балетного танцовщика. И получилось шутливое шоу с прекрасными танцами в его исполнении «Барышников в Голливуде». Некоторое время спустя он попробовал себя и как драматический актер, снявшись в 1989 году в фильме «Метаморфозы» и в приключенческой картине «Дело фирмы». Очень интересным получился небольшой фильм, где танцы Барышникова соседствуют с песнями в исполнении Лайзы Минелли.
В конце концов, Барышников решил расстаться с классическим балетом и заняться танцем модерн. Его привлекала возможность не создавать образы в спектаклях, а выступать с танцевальными монологами. В одном из номеров, «Биение сердца», музыку заменял стук собственного сердца исполнителя, к которому прикреплены датчики, а усилитель передавал звук в зал. Сердце бьется – значит, жизнь и танец продолжаются.