Чайковский. Балет «Спящая красавица» (для малышей)
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Пётр Ильич Чайковский. Балет «Спящая красавица»
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы со сказками-балетами П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой-балетом этого композитора «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевает его.
В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы.
На бал приглашены волшебницы - добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.
Вдруг раздаётся шум - появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Ее может спасти принц, который полюбит ее и разбудит своим поцелуем.
Король издал указ, запрещающий держать во дворце иголки, булавки, прясть пряжу веретеном. Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку.
И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить ее с днём рождения. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела ее, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела.
Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним.
Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец ее внезапно прервался - она укололась веретеном и упала.
Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла.
Вдруг все вокруг осветилось и появилась озарённая волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула и все заснут вместе с ней до ее пробуждения.
Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными каменьями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражён ее красотой и просил фею помочь ему найти принцессу.
Фея пригласила принца сесть в ее ладью, и они отправились в путешествие. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, а среди них король и королева. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать.
И вот он увидел спящую принцессу. Она была так прекрасна, что он подошёл к ней и поцеловал ее.
Принцесса проснулась. Колдовство злой феи Карабос было побеждено. Очнулись от сна и все остальные. Принц просил короля отдать ему принцессу в жены. Король благословил молодых влюблённых.
Начался пышный праздник.
Поздравить принца и принцессу пришли герои волшебных сказок: Кот в сапогах с Белой кошечкой, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик со своими братьями. Принцесса и принц благодарили гостей за поздравления. Они радовались, что колдовство злой феи было побеждено, что они нашли друг друга.
Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе. (Звучит адажио из III действия в записи или в исполнении на фортепиано.)
А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь: какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая), а какая во второй его части? (Звучит вступление в записи или в исполнении на фортепиано.)
Д е т и. Сначала звучит музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая), а потом - феи Сирени (нежная, добрая, ласковая).
П е д а г о г. Правильно, первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая спокойно и ласково.
Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна.
Начинается вступление с таинственной и злой темы. Зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Музыка второй части вступления иная по характеру - ласковая, светящаяся добром, успокаивающая. Очень красивая мелодия звучит все более уверенно, торжественно, как бы предсказывая, что злые силы будут побеждены. Эта музыка характеризует добрую фею Сирени.
Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.
Мы всегда узнаем эти темы в балете, хотя при повторениях они звучат каждый раз по-разному. Например, в сцене, когда фея Карабос предсказала маленькой принцессе, что она уколет палец веретеном, в мелодии появляются кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Но злая, беснующаяся тема все равно легко узнается. Ее не спутаешь ни с какой другой. (Звучит фрагмент в записи или в исполнении на фортепиано.)
2-е занятие
Программное содержание. Закрепить знание детьми двух основных лейтмотивов балета, дать представление об оркестровых красках, помогающих передать эти образы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы познакомились на прошлом занятии с балетом П. Чайковского «Спящая красавица». Попробуйте узнать музыку, которую вы слышали. (Звучит вступление к балету. Дети узнают музыку, характеризующую фею Карабос и фею Сирени.)
Почему вы никогда не ошибаетесь в том, какая музыка принадлежит злой фее, а какая доброй?
Д е т и. Тема злой феи звучит тревожно, громко, отрывисто, а доброй феи - плавно, тихо, напевно, ласково.
П е д а г о г. Правильно, фея Карабос характеризуется колючей, острой, отрывистой, зловещей темой. Ее играет весь оркестр - громко, напряжённо, резко, активно. Она звучит причудливо, угловато, с внезапными акцентами, звоном тарелок.
Мы слышим колючие, зловещие аккорды, взлёт мелодии, настойчивые, злые возгласы на фоне низких, мрачных, рокочущих басов. Тема эта как бы стремится сломить всякие препятствия на своём пути, с бешенством и злобой уничтожить все доброе. (Звучит фрагмент.)
В противовес ей, тема доброй феи Сирени звучит мягко, красиво, плавно, трепетно, задушевно. Отсутствуют острые звучания. Музыка постепенно как бы набирает силу, расцветает, звучит уверенно и торжественно. Мелодию играют сначала флейта, деревянные духовые инструменты, затем струнные и, наконец, весь оркестр - празднично и светло, Зыбкую и нежную, немного таинственную мелодию сопровождают переливчатые, волшебные звуки арфы. (Фрагмент звучит повторно.)
А теперь постарайтесь узнать другой фрагмент из балета. (Исполняется адажио из III действия. Дети узнают заключительный танец принцессы и принца - нежный, радостный, мечтательный.)
Обратите внимание на то, как постепенно музыка становится все более ликующей, радостной, счастливой, торжественной. А вначале она немного напоминает по характеру тему феи Сирени - ласковую и добрую. Сначала мелодия звучит светло и красиво. Ее ведёт гобой (деревянный духовой инструмент с нежным звучанием), потом скрипки и другие струнные инструменты и, наконец, весь оркестр. Мелодия как бы расцветает, звучит восторженно и ярко. (Фрагмент звучит повторно.)
3-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с вальсом из II действия, дать им возможность передать его характер в двигательных импровизациях. Послушать кульминацию II действия - танец с веретеном.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы побываете на балу в честь шестнадцатилетия принцессы. Все гости поздравляют принцессу с днём рождения. Звучит музыка. Послушайте: какой танец играет оркестр? (Исполняется фрагмент вальса. Дети отвечают, что этот танец - вальс.)
Какой характер этого вальса?
Д е т и. Светлый, счастливый, нежный, ликующий, праздничный.
П е д а г о г. Прислушайтесь, как красиво звучит оркестр: то празднично, стремительно, пышно, когда тему ведут струнные инструменты, то изящно, полётно, сказочно-фантастично, когда в средней части вальса звучат флейта, гобой, кларнет и звенящие колокольчики. (Звучит запись.)
Давайте попробуем станцевать этот танец. (Дети импровизируют движения.)
На этом балу происходят самые страшные, драматичные события сказки - появляется старуха с веретеном в руках; принцесса, танцуя, уколет им палец и уснёт на сто лет.
Принцесса танцует с веретеном под музыку стремительную, быструю, в которой можно услышать кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Похожие интонации появлялись в теме Карабос, в сцене ее предсказаний. Так музыка рассказывает нам о том, что предсказания злой волшебницы сбылись.
Давайте послушаем танец принцессы с веретеном. (Танец исполняется на фортепиано или в записи.)
Живая, стремительная мелодия становится ещё более быстрой. Вдруг она прерывается страшными, мрачными аккордами на фоне гудящих басов - предсказание сбылось. (Фрагмент звучит повторно.)
А теперь вспомним мелодию феи Карабос с похожими интонациями кружения, вращения (исполняется фрагмент).
Эти интонации в теме злой феи и танце принцессы с веретеном напоминают нам о том, что на судьбу принцессы влияют предсказания феи Карабос.
4-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с музыкальными образами сказочных персонажей. Учить их различать изобразительность музыки. Побуждать детей к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, инсценировках.
Ход занятия
П е д а г о г. Давайте сегодня отправимся с вами на другой бал, который король и королева давали в честь пробуждения принцессы и ее свадьбы.
На этот праздник пришли сказочные персонажи - Кот в сапогах и Белая кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик, который перехитрил Людоеда.
Вы помните сказку о Коте в сапогах, который помог своему хозяину разбогатеть и жениться на дочери короля. Кот совсем разленился. Он живёт со своей подругой Белой кошечкой, у которой очень своенравный характер. Она то ласкается и нежно мяукает, то царапается, шипит и лезет в драку. Послушайте музыку их танца. (Звучит фрагмент в исполнении на фортепиано или в записи. Дети высказываются о характере музыки - то ласковая, нежная, то осторожная, то острая, резкая.)
Вы правильно услышали в музыке и нежные, вкрадчивые интонации (звучание гобоя и фагота), и настороженные, тревожные интонации струнных инструментов, когда Кот и Кошечка наблюдают друг за другом, и внезапные цепкие, колючие аккорды с акцентами, которые так похожи на царапанье, шипение и драку капризной Кошечки с Котом. Танец заканчивается их ссорой. Послушайте его ещё раз. (Фрагмент звучит повторно.)
Давайте выберем сейчас Кошечку и Кота и попросим их станцевать так, как им подскажет музыка. (Дети выполняют задание.)
А теперь послушаем танец Красной Шапочки и Волка. Как звучит эта музыка? (Исполняется фрагмент.)
Д е т и. Сначала музыка весёлая, шаловливая, беззаботная, игривая, а потом слышится страшный рёв Волка.
П е д а г о г. Да, в музыке мы легко узнаем и Красную Шапочку - беспечную, жизнерадостную, добродушную и Волка. Волк не захотел обидеть Красную Шапочку. Его рёв становится все менее страшным, он даже ласкается к Красной Шапочке и старается успокоить ее. Послушайте их танец ещё раз и подумайте, как бы вы станцевали за Красную Шапочку и за Волка. (Фрагмент звучит повторно.)
А теперь кто хочет стать Красной Шапочкой, а кто Волком? (Дети импровизируют движения танца.)
На бал пришёл и Мальчик с пальчик со своими братьями и рассказал, как он перехитрил злого Людоеда. Огромные шаги Людоеда в музыке изображены большими скачками в низком регистре. Перепуганные Мальчик с пальчик и его братья бросились наутёк. (Звучит запись.)
5-е занятие
Программное содержание. Закрепить знание детьми фрагментов балета «Спящая красавица».
Ход занятия:
Педагог исполняет отрывки из балета по желанию детей. Можно провести занятие в форме концерта-угадайки. Педагог играет фрагменты из балета, а дети отвечают, что это за музыка.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 24 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет «Спящая красавица»
Вальс, mp3;
Вступление, mp3;
Интродукция. Тема Карабос, mp3;
Интродукция. Тема Феи Сирени, mp3;
Кот в сапогах и белая кошечка, mp3;
Красная шапочка и волк, mp3;
Мальчик с пальчик с братьями, mp3;
Танец с веретеном, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
В работе использованы фотографии Виктора Александровича Дмитриева, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.