Что такое патриотизм?

Что такое патриотизм?

Что такое патриотизм?

Основное содержание:

  1. Музыкально-патриотическая тема.
  2. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»).
  3. «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание);
  2. М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня (слушание);
  3. Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озёра синие (пение.

Характеристика основных видов учебной деятельности:

  1. Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
  2. Рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России.

Проблема урока:

  1. Как музыка рассказывает о патриотизме?

Задачи урока:

  1. Дать представление о музыкально-патриотической теме в музыке отечественных композиторов. (Н. Римский-Корсаков, М. Глинка).
  2. Познакомить с произведениями, воспевающими любовь к родной стороне, духовное единение человека с природой (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).
  3. Закрепить формы общения с музыкой, акцентируя внимание учащихся на анализе, сравнении музыкальных выразительных средств (звуки-краски).
  4. Воспитывать у учащихся патриотизм, подчёркивая и анализируя русские традиции, особенности их бытования, русский дух.
  5. Закрепить представление учащихся о лирических, эпических произведениях.
  6. Закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности и их изобразительных возможностях – звуках-красках.

УУД

  1. Личностные: развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной музыкальной культурой. Ориентация ребят на понимание причин успеха в учебной деятельности на уроке музыки. Самоанализ и самоконтроль достигнутого результата в музыкальной деятельности.  Анализ соответствия достигнутых результатов требованиям поставленной на уроке задачи.
  2. Коммуникативные: продуктивно сотрудничают со сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности, проявляют способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
  3. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий по восприятию с использованием музыкального материала, учебника, рабочей тетради и т. д. Проводят простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями патриотического характера; ориентируются на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач.

Деятельность учителя:

  1. Организует коллективную и индивидуальную образовательную деятельность учащихся посредством использования современных образовательных технологий деятельностного типа.
  2. Уделяет внимание созданию доброжелательной, комфортной среды для учащихся, обобщая их суждения о том, что такое патриотизм, преданность и любовь к своему народу, к своему отечеству и как композиторы смогли воплотить эту тему в своей музыке.
  3. Формирует умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями (средства музыкальной выразительности), передающими любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко») и «одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.
  4. Создаёт возможность для музыкально-творческого самовыражения учащихся

Результаты обучения:

  1. Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, передающему любовь к родной стороне, понимание роли музыки в жизни человека и общества. Развитие понимания музыки как неотъемлемой части окружающего мира. Понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии личности.
  2. Метапредметные: выявление уровня развития умения заявить о своём участии в коллективном обсуждении темы; умения по предложенным учителем критериям оценивать свои учебные действия. Сотрудничество со сверстниками в обсуждении проблемы урока и в коллективной музыкально-творческой деятельности; сравнение музыкальных произведений патриотического характера.
  3. Предметные: умение наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы, рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России; умение распознавать художественный смысл и оценивать выразительность музыкальной речи. Знание о способах и приёмах выразительного музыкального интонирования и применение их в хоровом пении. Знание имён и творчества выдающихся отечественных композиторов. Умение анализировать нотный текст с указанными в нём средствами музыкальной выразительности. Проявление в практической деятельности вокально-хоровых навыков: соблюдение при пении певческой установки и правильного певческого дыхания, знание способов и приёмов выразительного музыкального интонирования, пение округлённым нефорсированным звуком и т. д.

Что такое патриотизм? Преданность и любовь к своему народу, к своему отечеству, к своей родине.

Что такое Родина? Это и наша страна, и то место, где мы родились, где нам всё дорого, любимо, это всё то, что окружает нас с детства, там, где мы чувствуем себя защищёнными.

Есть понятие Родина в смысле - Россия (страна), а есть понятие малая родина – родной дом, родители, друзья, школа, двор.

- Запишите в тетради слова РОДИНА - ПРИРОДА - НАРОД.

Эти слова объединяет один корень «род».

Напомните ребятам бытующие выражения «древний род», «вести свой род», свяжите их со словом «родился». Всё это поможет сделать вывод о том, что все эти выражения взаимосвязаны, ведь Родина - это и наша природа, и мы - народ, населяющий нашу страну. Можно предложить ребятам проанализировать поговорку «Где родился, там и пригодился».

Музыка «о родной стороне» помогала человеку в чужих краях, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.

- Послушайте произведение М. Глинки, которое называется «Патриотическая песня».

  1. Объясните, почему она именно так названа композитором?
  2. Какой характер, какое настроение, какие чувства вызывает эта музыка?
  3. Какие музыкальные интонации являются ключевыми для названия произведения? (Торжественный характер музыки и содержание поэтического текста, в которых выражается чувство любви, добра, счастья, гордости, долга, дружбы и преданности.)
  4. Можно ли «Патриотическую песнь» назвать эпическим произведением? (Можно, так как характер этого произведения величественно-спокойный и героический.)

Патриотическая песня

Стихи А. Машистого
Музыка М. Глинки

Здравствуй. Славная столица,
Сердце Родины, Москва,
Вся страна тобой гордится,
Городов родных глава.

Русь великую сплотила
Ты вокруг твердынь Кремля.
И окрепла наша сила,
И прославилась земля!

Ты как воин отражала
Каждый вражеский набег
И отчизну отстояла
От захватчиков навек.

И когда народ встречает
Дни побед и торжества,
Взор и сердце обращает
Он всегда к тебе, Москва!

В музыкальных произведениях описывались подвиги русских героев. Есть герои, которые защищают честь своей Родины в битвах, а есть патриоты, доказывающие свою любовь к отчизне каждым днём своей простой жизни: творчеством, трудолюбием, бережным отношением к природе и культуре своего края.

Народ, живущий в какой-то одной стране, говорящий на одном языке, принято называть нацией, поэтому очень часто патриотов, героев своей страны называют национальными героями.

В каждой стране есть свои национальные герои, сделавшие для неё что-то особенное, их именами называют города, улицы, площади, ставят в их честь памятники. (Возможно, ребята назовут имена героев, в честь которых назвали улицы в вашем городе, районе). 

- Многие произведения литературы и музыкального искусства рисуют образы былинных русских героев. Так, Н. Римский-Корсаков в 1896 г. написал эпическую оперу-былину «Садко» о молодом отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре Садко.

- Внимательно вслушайтесь в текст.

«Как во славном Нове-городе был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны, а имел лишь гусельки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко, потешал купцов, людей посадских.»

«В богатых теремах в Новгороде идёт весёлый пир.
Гусляры славят знатных купцов.
Грустный лишь один Садко.
Мечтает он накупить красного товара, снарядить корабли и поплыть к синему морю.
Тогда бы, по далёким морям, по раздолью земли пронеслась бы слава Новгорода!»

- Можем ли мы утверждать, что чувства Садко патриотические, что проявляются они в желании прославить свой родной край?

Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда Садко.  Грустит Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

- Послушайте Протяжную песню Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

- Почему Садко поверяет свои раздумья не людям, а природе - лесу, озеру, волне. Вероятно, не найдя поддержки у людей, Садко ищет поддержку у родной природы. Природа помогает человеку, подсказывает, как быть. Русский человек близок к природе, любит её, уважает, ведь она часть нашей родины. Не зря мы знаем столько народных примет, связанных с природой.

Анализируя средства музыкальной выразительности в песне, выясните, что интонации песни Садко - лирические, они помогают узнать нам о внутренних переживаниях человека. Хоть эта песня и имеет лирический характер, но она в то же время является и патриотической, так как в ней воспевается любовь к родному краю, преданность, стремление Садко прославить свой город, свою страну. Всё это позволит привить учащимся умение и желание наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

При повторном прослушивании обратите внимание ребят на вступление к песне: какой образ создают в нём звуки-краски.

- Можем ли мы композитора, написавшего эту музыку, назвать патриотом своей родины?

- Конечно, ведь его творчество раскрывает красоту души русских героев, красоты природы родного края. Патриотизм композиторов состоит ещё и в том, что они сохранили народные музыкальные традиции и продолжили их развитие в своих произведениях, прославляя русскую культуру.

Песня написана Римским-Корсаковым в жанре народных протяжных лирических напевов и является одним из лучших в русской классической музыке образцов творческого воспроизведения народного песенного стиля.

В этой песне Садко изливает свою печаль и заветные думы. Выразительная мелодия, то плавная, то с размашистыми ходами, содержит типичные обороты народных лирических песен.

Можно вспомнить с ребятами, какие произведения Н. Римского-Корсакова они уже знают, напомнив звучание некоторых фрагментов из произведений этого композитора: «Три чуда», опера «Снегурочка» и др.

Также вспомнить песни современных композиторов о Родине, о родном крае: например, «Родная песенка» Ю. Чичкова, «Моя Россия» Г. Струве, «Наш край»  Д. Кабалевского или др. В ходе исполнения песен уточнить, какие из них рассказывают о малой родине, а какие - о Родине в более широком смысле.

При подведении итогов следует, опираясь на музыку прозвучавших на уроке произведений, обобщить представление учащихся о том, что же такое патриотизм и как музыка рассказывает о патриотизме.

Вопросы и задания:

  1. Послушайте Протяжную песню Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Почему Садко поверяет свои раздумья не людям, а природе - лесу, озеру, волне?
  2. Спойте начало Протяжной песни. Как вы воспринимаете её – только как композиторское произведение?
  3. Внимательно послушайте вступление к песне. Какой образ создают в нём звуки-краски?
  4. Рассмотрите нотную запись мелодии «Протяжной песни Садко» (учебник, ч. 2, с. 17) и песни «Гляжу в озёра синие» (рабочая тетрадь, с. 60, 61) и запишите ответ на вопрос «Что их объединяет?». Можно предложить ребятам нарисовать рисунок к одному из понравившихся на уроке произведений.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Музыкальные фрагменты:
    Глинка. Патриотическая песня. Хор Ленинградского радио и телевидения, mp3;
    Римский-Корсаков. Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители