Чудесная тайна музыки. По законам красоты. «Адажио» Томазо Альбинони
Чудесная тайна музыки. По законам красоты. «Адажио» Томазо Альбинони
Содержание:
- Преобразующее значение музыки.
- Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека.
- Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».
- Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
- Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони.
- Созидание по законам красоты.
Музыкальный материал:
Т. Альбинони. Адажио (слушание произведения в разных исполнениях).
Характеристика видов деятельности:
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
- Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
- Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, глубинное - поверхностное).
- Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
- Понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).
- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
- Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений).
- Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений)
Постижение музыки предполагает не только её слушание (ведь мало слушать, нужно слышать!), но и воспитание условий для её восприятия. А это и развитие слуха, не просто слуха музыкального, но слуха как «органа души» (Б. Пастернак), и вхождение в музыкальную традицию, где устоялись свои жанры, формы, средства выразительности.
Вот почему так важно научиться воспринимать красоту мелодий и ритмов, глубину гармонии и выразительность фактуры. Каждое из этих средств несёт нам свою собственную информацию о содержании музыки, образуя её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно понять любую культуру, в том числе культуру музыкальную!
Чем больше человек умеет слышать, чем более обострённым становится его восприятие, тем больше преобразуется его собственная душа.
Нередко нам приходится видеть людей, душа которых находится как бы в дремлющем состоянии. Жизнь таким людям кажется довольно простой. Единственной формой жизни признаётся лишь видимое, осязаемое: материальные ценности, социальные достижения. Мир души таких людей становится всё более ограниченным, тусклым, замкнутым на мелких повседневных заботах.
Неудивительно, что приверженцы такой жизни музыку считают простым удовольствием, ничего общего не имеющим с постижением сущности мира. Однако, как утверждал английский писатель О. Уайльд, можно представить человека, который «вёл бы самую банальную жизнь, случайно услыхал какую-нибудь своеобразную музыкальную пьесу и вдруг открыл бы, что душа его помимо его ведения прошла сквозь ужасные чувства, познала чудовищные радости, или дико-романтическую любовь, или великое самоотвержение».
Не об этом ли читали мы в сказке Андерсена «Соловей»? И не является ли она потрясающим свидетельством того, что человек, ещё не переживший музыку как откровение, и человек, уже знающий такое переживание, - словно два разных человека?
Дремлющая душа гордого и властного владыки, способного на любые жестокости, превыше всего ценящего власть и её привилегии, и душа пробуждённая, обращённая к добрым делам, - таков смысл истории, поведанной великим сказочником Андерсеном.
В этом и состоит ответ на вопрос, почему истинное предназначение человека не может ограничиться только монотонной обыденностью, почему оно требует непременного участия музыки - своеобразного посредника между земным и высшим мирами.
Только музыка в силу её текучести и непрерывности способна обобщать смысл вещей. Обратите внимание, как необходима музыка везде, где требуется выразить глубинную суть содержания, - в кинофильмах, театральных спектаклях, телевизионных передачах. Наивно думать, что это всего лишь фон, который вводится для красоты.
Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что это важнейший элемент целого, а иногда и самый главный, без которого всё распадается. Не случайно к участию в создании киномузыки- с тех пор, как возникло киноискусство, - приглашались крупнейшие, талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.
Невозможно представить, например, кинофильм «Александр Невский» без участия музыки С. Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А. Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций, созданных А. Шнитке.
Таких примеров множество в киноискусстве.
Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение духа времени, проникновенную интонацию повествования о великом и вечном.
Послушайте «Adagio» итальянского композитора XVIII века Т. Альбинони - музыку глубокой сосредоточенности и благородной сдержанности - и вы поймёте, отчего она так часто звучит там, где требуется внести особый тон неторопливой беседы времён.
Удел наш - музыке людской творений
И музыке миров внимать любовно,
Сзывать умы далёких поколений
Для братской трапезы духовной.
Приведённые строчки из стихотворения Г. Гессе (роман «Игра в бисер») могут послужить своеобразным эпиграфом к этой музыке, так настойчиво «вызываемой» для духовного посредничества между эпохами, культурами и искусствами.
Наверное, среди чувств человека, способных воспринимать страх, боль или радость, есть и такое, которое настроено на любовь ко всему в этом мире, что обладает собственной душой, что с радостью принимает каждого из нас в своё вечное содружество?
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя лишь обладает её в совершенстве.
(Е. Винокуров)
Может быть, прав поэт, сказавший, что лишь дитя обладает в совершенстве «Музыкой души». Ведь только дети так доброжелательны и доверчивы, что с радостью и восхищением готовы принять любую самую малую радость жизни.
Постепенно открытость и непосредственность уходят от нас, вытесняемые различными обстоятельствами, усталостью, неудачами. И лишь немногие сохраняют в своей душе чистый свет первоначальной веры в то, что мир прекрасен и что жизнь - бесценный дар.
И среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.
А если так, то не чудо ли, что под воздействием музыки в мире станет больше добрых дел, счастливых людей, красивых городов? Не в этом ли заключён и великий смысл древнего мифа о строительстве города Фивы, камни которого двигались музыкой? И хотя происходило такое явление вопреки законам физики, но уж никак не вопреки законам красоты.
Их смысл состоит в нерасторжимом единстве лучших стремлений человека – к добру, правде, бескорыстию, воплощённых в слове, звуке, краске или камне.
А не являются ли эти законы самыми прекрасными из всех законов, способных править людьми?
Вопросы и задания:
- Можно ли считать, что только произведения искусства построены по законам красоты? Назовите какие-либо явления или предметы окружающего мира, созданные по этим законам.
- Как вы думаете, почему присутствие музыки необходимо в таких видах искусства, как, например, театр или кино? Приведите примеры, подчёркивающие роль музыки в этих видах искусства.
- Как средства музыкальной выразительности учувствуют в создании музыкального образа «Адажио» Т. Альбинони?
- Среди средств музыкальной выразительности назовите те, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире, а также те, которые являются принадлежностью только музыки.
«Адажио» Томазо Альбинони - одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном. Именно оно стало первым сочинением, предвосхитившим возрождение славы композитора.
Широко известный при жизни, после смерти Альбинони был довольно быстро позабыт, повторив судьбу А. Вивальди и И. Баха. Но если сочинения последних были обнаружены и обнародованы в 19 веке, то имя и творчество Альбинони долгое время оставалось известным только узкому кругу музыковедов и знатоков старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до середины прошлого века.
Возрождению интереса к Альбинони поспособствовал итальянский музыковед, критик и редактор Ремо Джацотто. Джацотто хорошо знал его сочинения и старался донести его творчество до всего человечества. Именно Джацотто составил полный каталог сочинений Альбинони и написал его биографию. Большая часть наследия композитора хранилась в Дрезденской государственной библиотеке и после массированных бомбардировок авиацией союзников во время Второй мировой войны была потеряна.
В 1948 году Джацотто прибыл в Дрезден в поисках уцелевших материалов. В библиотечных руинах его ждала неожиданная находка! Это был маленький отрывок неизвестного до того времени произведения Альбинони. Сказать о том, что это за произведение, по сохранившимся линии баса и шести первоначальным тактам мелодии, было практически невозможно. Но именно этот скудный материал послужил отправной точкой для «воссоздания» знаменитого «Адажио».
Джацотто предположил, что это медленная часть из трио-сонаты. Далее ему показалось, что это произведение предназначалось для церковного богослужения, поэтому там обязан присутствовать орган. Таким образом и появилось «Адажио» для органа и струнных инструментов соль минор Томазо Джованни Альбинони в реконструкции Ремо Джацотто. Найденный фрагмент почему-то никогда не публиковался и по некоторым сведениям на нём отсутствует имя Альбинони. Это дало почву для многочисленных споров, не утихающих и по сей день: насколько музыка «Адажио» принадлежит Альбинони, а какая часть привнесена Джацотто. Одни утверждают, что невозможно не композитору (других произведений за Джацотто не зафиксировано) создать пусть и не монументальное, но всё-таки популярное произведение. Другие указывают на современный характер звучания «Адажио», применение техник письма неизвестных во времена Альбинони.
Траурный оттенок «Адажио» сделал его атрибутом похоронных церемоний, что ставит его в один ряд с «Траурным маршем» из Второй сонаты Фредерика Шопена, «Смертью Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
На самом деле музыка «Адажио» совсем не о потерях и безысходности. Это музыка о любви. Именно любовью к композитору Альбинони наполнил музыку его почитатель Джацотто. Огромной любовью, без пределов и сомнений. Он пошёл на эту мистификацию ради своего кумира, пожертвовав своим именем, отказавшись от славы и почестей. И эту жертву мы слышим в каждом звуке «Адажио» Ремо Джацотто памяти Томазо Альбинони.
Невозможно даже сказать, что Джацотто «реконструировал» или «восстановил» это произведение, здесь подходит только одно слово – «сочинил». Ну разве не выглядит иронией судьбы то, что именно это произведение пятидесятых годов нашего века привело к возрождению славы Альбинони? Теперь на концертах можно услышать его сонаты, симфонии, отрывки из опер...
Впервые реконструированное «Адажио» было исполнено в 1958 году. С тех мелодия «Адажио» использовалась неисчислимое количество раз. На музыку «Адажио» сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня. Наиболее известны варианты в исполнении Сары Брайтман и Лары Фабиан. В русскоязычном варианте широкую популярность приобрела песня «Мгновения» Николая Баскова.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Альбинони. Адажио (в исполнении Берлинского филармонического оркестра и органа, дирижёр Г. Караян), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект урока, docx.
Дополнительно, для самостоятельного прослушивания по желанию, в архив вложено:
Альбинони. Адажио (в 5-ти вариантах, в исполнении Арианы, Лары Фабиан, Г. Гуралиа, Н. Баскова и инструментальное соло Игоря Крутого), mp3.