День Победы. Отголоски славянской мифологии
День Победы. Отголоски славянской мифологии
Война 1941-1945 годов принесла нашим соотечественникам очень много горя. Каждая семья потеряла хотя бы одного близкого человека, некоторые семьи полностью исчезли с лица земли. Поэтому сейчас празднование Победы - это поминание погибших в те страшные дни. Славяне издавна почитали тех, кого уже нет с нами, и в славянском календаре было много дат, когда люди вспоминали предков. Принятие православия ничего принципиально не изменило.
В субботу, накануне Масленицы, пекли блины «для предков», раскладывали угощение на божнице и крыше.
3 мая - день поминания, считалось, что в этот день земля раскрывается и души предков вылетают на свет Божий повидаться с близкими.
В Пасху или после неё люди ходили на кладбище «христосоваться» с умершими предками, приносили им крашеные яички. В Прощёное воскресенье просили прощения у умерших. Через неделю, на Красную горку, или во вторник (Радоница), делали то же самое.
Вознесение, сороковой день после Пасхи, - тоже день поминовения.
Семик, четверг на седьмой неделе после Пасхи, - день, когда можно было поминать людей, погибших «дурной смертью» - самоубийц, казнённых преступников, колдунов. На их могилы приносили крашеные яйца и блины.
В Троицкую родительскую субботу могилы родителей обметали цветами и ветками берёз. Это называлось «мёртвым глаза открывать» и считалось проявлением заботы и любви. На могилы клали яйца, окрашенные берёзовыми листьями, и блины. А около дома втыкали срубленную берёзку - для душ родителей, рядом ставили сосуды с водой, чтобы души могли умыться.
Какая грустная тема - скажем мы. А вот и неправда!
Это современные люди считают, что умирают насовсем, поэтому избегают всего, что связано со смертью, боятся говорить на эту тему. Наши предки знали, что пройдёт совсем немного времени, и они встретятся со своими любимыми родственниками - в языческом вирии или в православном раю. Один из дней поминовения не случайно называется Радоница. Впрочем, это название связывают не только с радостью, но и с радугой. Ведь радуга, по понятиям индоевропейцев, это мост между миром живых и миром мёртвых. В германских мифах радуга называется мост Биврест и тоже соединяет два мира. В иранских мифах тоже есть мост между мирами, с которого грешников сталкивает некая Справедливая Дева.
И все же хочется соотнести Радоницу с «радостью». Как хорошо - мы помним своих предков, мы заботимся о них, мы любим их и обрадуемся встрече. Сильно горевать на кладбище считалось грехом. Недаром сохранился рассказ об умершей девушке, которая в раю никак не поспевала за другими праведниками, потому что должна была носить с собой два тяжёлых ведра - и со слезами оплакивать родителей.
Вот на какую важную тему навёл нас совсем вроде бы не языческий праздник - День Победы.
Одно дело - праздники народные, вроде Ивана Купалы или Масленицы. Действительно, в них много языческих элементов. Но удивительное дело - в современных, совершенно неизвестных нашим предкам праздниках вроде Дня Победы звучат отголоски славянской мифологии...
На постере: фрагмент картины Николая Соломина «Рубежи славы».