Как меняется музыка
Как меняется музыка
Хорошему из древности нужно следовать, но нужно создавать и современное хорошее...
(Мо-цзы, древний китайский мыслитель)
Невозможно не заметить различий, которые явно обнаруживаются при сравнении музыки старинной и музыки современной. Музыка прошедших эпох, созданная такими мастерами, как, например, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт или П. Чайковский, для современного слушателя стала воплощением гармонии и красоты. Музыка же, создаваемая в наши дни, несёт совсем другие переживания. По этому поводу очень точно высказался Николаус Арнонкур, известный австрийский дирижёр: «Современная музыка является отображением современного состояния духа... Не потому ли, что наша эпоха так дисгармонична и ужасна, нам не хочется, чтобы искусство, которое её отображает, вторгалось в нашу жизнь?»
Действительно, современная академическая музыка является далеко не единственной музыкой, которая составляет звуковой мир современности. Некоторые даже вполне сознательно избегают посещать концерты, где она звучит. Среди любителей академической музыки немало таких, которые готовы слушать исключительно классику; точно так же и огромное количество музыкантов-исполнителей предпочитают большей частью музыку ушедших веков.
Нельзя не согласиться с тем, что современная музыка действительно стремится к отображению духа эпохи. Может быть, поэтому её музыкальный язык нередко так сложен и даже непонятен, а традиционное понятие красоты звучания порой оказывается неприменимым. Такая музыка создаётся самыми разными композиторами, в том числе и теми, кто в других своих сочинениях обнаруживает яркий мелодический дар и умение создавать действительно прекрасные и гармоничные звучания.
Послушайте фрагмент из I части Концерта для фортепиано с оркестром композитора Бориса Чайковского, одного из ярких и самобытных мастеров отечественной музыки.
По своему жанру I часть Концерта - грозная токката. С первого же такта устанавливается безостановочное, чётко равномерное ритмическое движение, сохраняющееся на протяжении всей части. Настойчиво, требовательно, властно десятки и сотни раз повторяется у солиста и в оркестре одна и та же ритмическая фигура, создавая образ зловещей, неотвратимой стихии.
О чём эта музыка? Какие впечатления навеял этот неумолимый, непрерывный, неизменно повторяющийся ритм? Может быть, это музыкальное высказывание - о суетливости самого времени, о его вечной повторяемости, подобной тому, как бесконечно повторяется мотив в звучании уличной шарманки?
Только в отличие от уютной шарманки, играющей в поэтических дворах детства, эта повторяемость приобретает иное, уже «по-взрослому» жёсткое звучание. Наверное, именно поэтому композитор обращается к хорошо известному в истории музыки жанру токкаты, наполняя его новым содержанием для передачи настойчивого, упорного, безостановочного ритмического движения.
Из отзывов о произведениях Б. Чайковского
«Многогранная, тысячеликая реальность, окружающая нас, сложна и противоречива: прекрасное нередко соседствует с безобразным, страшное - со смешным; рядом с вечным стоит суетное, преходящее; то, что кажется совершенством, иногда оборачивается дисгармонией. Постигая эту сложную систему бытия, художник, поэт, музыкант - каждый в своей области - находят новые, часто также непростые формы отображения (то есть объяснения) этой реальности…»
Одна из важнейших коллизий коллизия - столкновение, противоречие) больших инструментальных композиций Б. Чайковского - сопоставление одухотворённой мысли, живого человеческого чувства и внешних, безжизненных, враждебно противостоящих человеку сил. Столкновение возвышенной духовности и бездуховной, вне личной механичности лежит в основе драматургии Концерта для фортепиано с оркестром» (М. Якубов, музыковед).
Вопросы и задания:
- В чём, по-твоему, состоит главное отличие современной академической музыки от музыки прошлых столетий?
- Созвучна ли музыка Концерта для фортепиано с оркестром Б. Чайковского характеру нынешнего времени? Что, по-твоему, выражает длительное, ровное, непрерывное движение в музыке?
- Крупнейший писатель современности Ч. Айтматов говорил: «Одна из главных задач писателя- ставить диагноз нравственного состояния общества, предвидеть эволюцию в духовной атмосфере времени. Художнику наших дней предстоит проповедовать и внушать человеку мысль о необходимости чувствовать, думать, понимать другого как самого себя, обращаться ко всему свету, доходить словом до каждого сердца. Человеку свойственно жить сиюминутной жизнью. Литература и искусство призваны сохранить великие идеи, перевести их из глобального в личный план, чтобы каждый человек был озабочен проблемами мира как своими собственными».
Как ты понимаешь эти слова? Можно ли применить их к музыке?