Клод Дебюсси. Триптих «Ноктюрны»: «Облака», «Празднества» и «Сирены»

Клод Дебюсси. Триптих «Ноктюрны»: «Облака», «Празднества» и «Сирены»

Импрессионизм в музыке

В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников.

В 70-е годы на различных парижских выставках появились оригинальные картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислея. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ живописцев-академистов.

Импрессионисты вышли из своих мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на водной глади, пестроту праздничной толпы. Они применяли особую технику пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок. Свежесть мгновенного впечатления в их полотнах сочеталась с тонкостью психологических настроений.

Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Два композитора - К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.

Основоположником музыкального импрессионизма считается Ашиль-Клод Дебюсси, который обогатил все стороны композиторского мастерства - гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии.

Клод Дебюсси

Клод Дебюсси – один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой.

Дебюсси жил и работал в Париже, когда этот город был Меккой интеллектуального и артистического мира. Пленительная и красочная музыка композитора в немалой степени способствовала развитию французского искусства.

Биография

Ашиль-Клод Дебюсси родился в 1862 году в городе Сен-Жермен-ан-Ле, немного западнее Парижа. Его отец Мануэль был мирным владельцем магазина, но, перебравшись в большой город, окунулся в драматические события 1870 – 1871 годов, когда вследствие Франко-прусской войны произошло восстание против правительства. Мануэль присоединился к мятежникам и был заключён в тюрьму. Тем временем юный Клод начал брать уроки у мадам Моте де Флёрвиль и получил место в Парижской консерватории.

Новое течение в музыке

Пережив столь горький опыт, Дебюсси проявил себя одним из самых талантливых студентов Парижской консерватории. Дебюсси тоже был так называемым «революционером», часто шокируя учителей своими новыми идеями о гармонии и форме. По этим же причинам он был большим поклонником творчества великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – ненавистника рутины, для которого в музыке не существовало авторитетов, а на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания и искал свой новый музыкальный стиль.

В годы обучения в Парижской консерватории Дебюсси знакомится с Надеждой фон Мекк, известной русской миллионершей и меценаткой, близкой подругой Петра Ильича Чайковского, по приглашению которой в 1879 году совершает своё первое заграничное путешествие по Западной Европе. Вместе с фон Мекк они посетили Флоренцию, Венецию, Рим и Вену. После путешествия по Европе Дебюсси предпринял свою первую поездку по России, где выступал на «домашних концертах» фон Мекк. Здесь он впервые узнал творчество таких великих композиторов как Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории.

Вскоре он получил долгожданную Римскую премию за кантату «Блудный сын» и проучился в столице Италии два года. Там же он повстречался с Листом и впервые услышал оперу Вагнера. На Всемирной парижской выставке 1889 года звуки яванского гамелана пробудили его интерес к экзотической музыке. Эта музыка была безумно далека от западной традиции. Восточная пентатоника, или гамма из пяти ступеней, отличающаяся от гаммы, принятой в западной музыке, - всё это привлекало Дебюсси. Из этого необычного источника он почерпнул многое, создавая свой поразительный и замечательный новый музыкальный язык.

Эти и другие впечатления сформировали собственный стиль Дебюсси. Два ключевых произведения: «Послеполуденный отдых Фавна», написанный в 1894 году, и опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), явились доказательством его полной зрелости как композитора и открыли новое течение в музыке.

Созвездие талантов

Париж в первые годы ХХ века был пристанищем для художников-кубистов и поэтов-символистов, а Русский балет Дягилева притягивал целое созвездие блестящих композиторов, художников по костюмам, декораторов, танцоров и хореографов. Это танцовщик-хореограф Вацлав Нижинский, знаменитейший русский бас Фёдор Шаляпин, композитор Игорь Стравинский.

В этом мире нашлось место и Дебюсси. Его изумительные симфонические эскизы «Море», его чудеснейшие тетради прелюдий и тетради «Образов» для фортепиано, его песни и романсы – всё это говорит о необычайной оригинальности, отличающей его творчество от других композиторов.

После бурной молодости и первого брака, в 1904 году он женился на певице Эмме Бардак и стал отцом дочери Клод-Эммы (Шушу), которую обожал.

Поворот судьбы

Бесконечно нежный и утончённый музыкальный стиль Дебюсси формировался долгое время. Ему было уже за тридцать, когда он завершил своё первое значительное произведение – прелюд «Послеполуденный отдых фавна», вдохновлённый поэмой своего друга, писателя-символиста Стефана Малларме. Произведение впервые было исполнено в Париже в 1894 году. Во время репетиций Дебюсси постоянно вносил изменения в партитуру, и после первого представления ему, вероятно, оставалось много чего доработать.

Приобретая известность

Несмотря на все сложности и то, что прелюд был исполнен в конце долгой и утомительной программы, публика почувствовала, что она слышит нечто поразительно новое в отношении формы, гармонии и инструментальной краски, и немедленно вызвала исполнить произведение на бис. С того момента имя композитора Дебюсси стало известно каждому.

Непристойный сатир

В 1912 году великий русский импресарио Сергей Дягилев решил показать балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», хореографом-постановщиком и исполнителем которого стал прославленный Вацлав Нижинский. Эротическое изображение образа фавна, или сатира, вызвало некоторый скандал в обществе. Дебюсси, по природе своей закрытый и скромный человек, был разгневан и смущён происшедшим. Но всё это только добавило славы произведению, поставившему его в авангард композиторов современной музыки, а балет завоевал прочное место в мировом классическом репертуаре.

С началом войны

Интеллектуальная жизнь Парижа пошатнулась с началом Первой мировой войны в 1914 году. К тому времени Дебюсси был уже серьёзно болен раком. Но он всё ещё создавал новую выдающуюся музыку, например фортепианные этюды. Начало войны вызвало у Дебюсси подъём патриотических чувств, в печати он подчёркнуто называл себя «французский музыкант». Он умер в Париже в 1918 году во время обстрела города немцами, всего за несколько месяцев до окончательной победы союзников.

Звуки музыки

Ноктюрн (nocturne), в переводе с французского – ночной.

В XVIII в. – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными. Исполнялись вечером, ночью на открытом воздухе (подобно серенаде). Таковы ноктюрны у В. Моцарта, Михаэля Гайдна.

С ХIХ в. – музыкальная пьеса певучего, большей частью, лирического, мечтательного характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпе. Средняя часть иногда контрастирует своим более оживлённым темпом и взволнованным характером. Жанр ноктюрна как пьесы для фортепиано создан Филдом (первые его ноктюрны изданы в 1814 году).  Широкое развитие этот жанр получил у Ф. Шопена. Ноктюрн пишут и для других инструментов, а также для ансамбля, оркестра. Ноктюрн встречается и в вокальной музыке.

«Ноктюрны»

Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами».

В этой музыке композитор выступил как подлинный импрессионист, который искал особые звуковые средства, приёмы развития, оркестровку для передачи непосредственных ощущений, вызванных созерцанием природы, эмоциональных состояний людей.

Сам композитор в пояснении к сюите «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений». Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа.

Сюита имеет три части - «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором.

«Облака»

Триптих «Ноктюрны» открывается оркестровой пьесой «Облака». На мысль назвать так своё сочинение композитора навели не только реальные тучи, которые он наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Тёрнера, состоящий из семидесяти девяти этюдов облаков. В них художник передал самые разнообразные оттенки облачного неба. Наброски звучали как музыка, переливаясь самыми неожиданными, едва уловимыми сочетаниями красок. Всё это ожило в музыке Клода Дебюсси.

«Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом».

Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы сами оказываемся вознесёнными над рекой и рассматриваем однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии – масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений.

Дебюсси хотел отразить в музыке «медленный и торжественный марш облаков по небу». Извилистая тема у деревянных духовых рисует нам прекрасную, но меланхоличную картину, изображающую небо. Альт, флейта, арфа и английский рожок – более глубокий и тёмный по тембру родственник гобоя – все инструменты добавляют свою тембральную окраску к общей картине. Музыка по динамике лишь едва превышает пиано и, в конце концов, полностью растворяется, словно облака исчезают на небосклоне.

«Празднества»

Спокойные звучания первой части сменяются пиршеством красок следующей пьесы «Празднества».

Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия ... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник ... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной.

Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития.

Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии.

В «Празднествах» он изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу.

«Сирены»

Третья пьеса триптиха «Ноктюрны» - «Сирены», для оркестра с женским хором.

«Это море и его бесчисленные ритмы, - раскрывал программу сам композитор, - затем посреди волн, посеребрённых луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение Сирен».

Немало поэтических строк посвящено этим мифическим существам – птицам с головами прекрасных девушек. Ещё Гомер описал их в своей бессмертной «Одиссее».

Чарующими голосами сирены заманивали к острову путешественников, и корабли их гибли на прибрежных рифах, и вот мы можем услышать их пение. Поёт женский хор – поёт с закрытыми ртами. Слов нет – одни звуки, будто рождённые игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся. Даже не мелодии, а лишь намёк на них, как мазки на полотнах художников-импрессионистов. И в результате эти звуковые блёстки сливаются в красочную гармонию, где нет ничего лишнего, случайного.

Композиторы и исполнители