Майкапар. Эхо в горах
Природа и музыка
Самуил Майкапар. Эхо в горах
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы, может быть, были в горах и слышали, как вдали тихонько повторяются все звуки, которые произносятся громко. Это эхо. Крикнешь, а в ответ доносится таинственный, приглушенный отзвук твоего голоса. Звук возвращается, когда на его пути встречается препятствие - горы. Но он становится слабым, тихим, таинственным.
У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая называется «Эхо в горах». Как она звучит? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. То громко, то тихо.
П е д а г о г. Каждой громкой фразе вторит эхо. Оно тихо отзывается и словно передразнивает громкую музыку ее отголосками. Каждый звук отражается, как в зеркале, но бледно, неясно, таинственно. (Пьеса звучит повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности: регистр, динамику, тембр, характер интонаций.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой С. Майкапара «Эхо в горах». В музыке изображаются отзвуки эха. (Исполняет пьесу.) Как звучит начало пьесы? (Исполняет первые три такта.)
Д е т и. Бодро, громко.
П е д а г о г. Да, сначала музыка звучит торжественно, бодро, в среднем регистре - ярком, звонком. А как отвечает эхо? (Исполняет 4-6-й такты.)
Д е т и. Тихо.
П е д а г о г. Оно звучит таинственно, затаённо, сказочно, в низком регистре, очень тихо. Звуки эха точно повторяют мелодию, но доносятся издалека, еле слышно.
Вторая музыкальная фраза звучит чуть-чуть иначе, немного с другим ритмическим окончанием и ещё более торжественно. (Исполняет 7-9-й такты.) И эхо точно вторит этой мелодии, оно «передразнивает» ее вновь.
Если в горах громкие звуки раздаются долго, то эхо появляется, когда они умолкают, в конце. Чтобы услышать эхо, нужна тишина, нужно замолчать. В середине пьесы «Эхо в горах» громкая, сердитая музыка звучит без остановок, и эха не слышно. Оно доносится, когда громкая мелодия замолкает, оно вторит только ее окончанию. (Исполняет 13-24-й такты.)
Дальше мелодия останавливается часто, и эхо опять вторит каждому ее звуку, таинственно, волшебно, загадочно. (Исполняет 25-32-й такты.) В самом конце пьесы громкая, бодрая мелодия вновь долго не замолкает, и эхо вторит только ее окончанию. Оно таинственно заканчивает пьесу. (Исполняет 33-39-й такты.)
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Эхо»:
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов -
И шлёшь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Пьеса исполняется повторно.
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей оркестровать пьесу, подбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру пьесы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Послушайте знакомую вам пьесу С. Майкапара «Эхо в горах» и подумайте, какими музыкальными инструментами или игрушками можно передать торжественный характер мелодии, а какими - тихие, таинственные, волшебные звуки эха? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Можно играть на бубне, барабане, а эхо изобразить погремушками, тихо. (Дети оркеструют пьесу.)
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 5 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Майкапар. Эхо в горах, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.