Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова

Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 21

Тема: Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова.

Цели урока: Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки; исследовать значение музыки для воплощения литературных образов; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Материалы к уроку: портреты композиторов, поэтов, писателей, иллюстрации картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Подумаешь, тоже, работа –
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать, шутя за своё…»

                                         (А. Ахматова)

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Работа по теме урока.

1. Ритмичность музыки и поэзии

Музыку окружающего мира слышат не только музыканты. О музыке пишут рассказы и слагают поэмы, биенье её ритмов звучит в каждом стихотворении.

Сначала музыку! Певучий
Придай размер стихам твоим,
Чтоб невесом, неуловим,
Дышал воздушный строй созвучий.

Так писал об искусстве поэзии французский поэт Поль Верлен. Но это же можно было бы написать и о музыке. Ведь и музыка певуча, и в музыке всегда присутствует выразительность размера и строй созвучий. Поэзия, самая музыкальная из форм литературы, состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, её звуковые повторы - например, рифма - подобны созвучности музыкальных фраз.

Всем известны строчки из поэмы А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

Мелодичность поэзии Пушкина особенно заметна в сказках, словно вырастающих из традиций народного творчества, характерной для него слитностью слова и напева. В этих четырёх строчках из «Сказки о царе Салтане» как будто сосредоточена вся музыкальность, на которую способна поэзия: параллелизм каждого слова, каждого определения.

Музыкальность поэзии присутствует и в её общем строе - нередко торжественном, приподнятом. Не только словесные повторы, но и знаки препинания, и продолжительность фраз, и общий размер стихотворения образуют ту неповторимую музыку, которая звучит в каждом хорошем стихотворении.

Вот строфа из стихотворения одного из самых музыкальных русских поэтов - Афанасия Фета.

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Если бы в стихотворении был важен только смысл, то порядок слов не был бы изменен, а лексика была бы более доступной и простой. Однако именно для того, чтобы не пропала эта музыкальность, слова, которые в прозе обычно стоят в начале предложения, в стихотворении перемещаются в самый конец.

Как свеж и чист твой вылетает май!

Всего четыре строчки, а сколько в них смысла!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега.

Насколько ярко и поэтично представлена зима! И «свеж», и «чист», и «нега», и «царство льдов» -  каждое из этих слов и словосочетаний - яркий поэтический образ, который, кажется, невозможно выразить по-другому.

З. Музыкальность литературных произведений.

- В литературе не только поэзия стремится к музыкальности. Некоторые произведения прозы написаны столь живо и образно, с такой прихотливой ритмикой, что их хочется читать вслух, чтобы ощутить дыхание каждого слова.

Сейчас мы с вами прочитаем начало повести Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Учащиеся читают вслух по цепочке, стр. 136

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи».

Этот чудесный отрывок наполнен музыкой - и той, что отличает стихотворение Фета, и совсем другой, которую рождает прихотливый и изломанный ритм прозы. Повесть Гоголя начинается почти как стихотворение: «Как упоителен, как роскошен...» Торжественное поэтическое вступление подтверждается и последующим течением фраз и образов: небо уподобляется океану, сжимающему в воздушных объятиях прекрасную землю, полдень блещет, и снова – «на всём какая нега!».

- Обратите внимание, как необыкновенно образно Гоголь описывает природу, сколько в этих строках любви к ней. «Всё как будто умерло - и в этом всеобщем покое звучит только музыка, музыка природы». А чья именно музыка звучит? (Музыка птиц: крик чайки, серебряные песни жаворонка, звонкий голос перепела.)

4. Литературные произведения, посвящённые музыке и музыкантам.

В литературе звучит все многообразие музыки: музыка природы, музыка времён года, грустные и весёлые песни, лира и арфа, рояль и орган. Музыке и музыкантам посвящают целые поэмы, повести и даже романы. Всё это означает, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер и других музыкальных жанров, но и находится среди важнейших тем самой литературы.

Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она ничуть не поучала,
А лишь тихонечко звала...

                      (Ю. Визбор)

Слушание: Юрий Визбор, «Наполним музыкой сердца».

Наполним музыкой сердца!
Устроим праздники из буден.
Своих мучителей забудем.
Вот сквер - пройдёмся ж до конца.
Найдём любимейшую дверь,
За ней - ряд кресел золочёных,
Куда, с восторгом увлечённых,
Внесём мы тихий груз своих потерь.

Какая музыка была,
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
И хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу греть вином или огнём.

И светел полуночный зал.
Нас гений издали приметил,
И, разглядев, кивком отметил,
И даль иную показал.
Там было очень хорошо,
И всё вселяло там надежды,
Что сменит жизнь свои одежды...
Наполним музыкой сердца!

Давайте проследим, как из звуков окружающего мира рождаются звуки музыкальные, как они все больше и больше приобретают власть над литературой, срастаются с ней, становятся её частью - подобно стихотворению, которое становится в песне частью музыки.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер» как будто вовсе и не о музыке. Если в нём и говорится о музыке, то в следующих строфах:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Но это - уже совсем другой образ. Разгулу снежной стихии, бушующей за окном, противопоставлен сумрак ветхого жилища, где жужжит веретено, где любимая няня Арина Родионовна делит с поэтом долгие зимние вечера. Как хочется убежать, спрятаться в волшебный мир её чудесных сказок, таких по-детски уютных, таких непохожих на грозную музыку бури, сотрясающей их дом.

Образ бури уподоблен живому существу, которое то завоет, то заплачет, то зашуршит, то застучит. Поистине эта буря - искусный музыкант: она и поёт, и извлекает из бедной избушки, как из музыкального инструмента, всевозможные звучания.

Слушание: «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, сл. А. С. Пушкина.

О музыке пишут разные поэты и писатели, в их произведениях она является главным действующим лицом. Басни И. Крылова, повести Л. Толстого и А. Куприна, рассказы К. Паустовского и Ю. Нагибина, как и многих других писателей, по-разному повествуют о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев - вымышленных и подлинных.

Музыка звучит на страницах книг, повествующих, казалось бы, совсем о другом. Её звуки - то назойливо громкие, то исполненные живого страдания, то нежные и задумчивые - помогают писателю сказать в своём повествовании о вещах, порой неподвластных словесному выражению, - о душевном состоянии героя или смысле происходящего события, его иронии или красоте.

В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» из «Записок охотника» музыка - главное действующее лицо. В этом рассказе говорится о состязании двух народных певцов.

Кабачок в небольшом селе, посетители ждут важного события. Наконец соревнование началось. Победителем оказывается Яков. Прочитайте, как описывает Тургенев его выступление.

Учащиеся читают по цепочке.

«Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас.

Мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. 3а этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.

Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь.

...Яков вдруг кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке - словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...»

В чём заключается главный смысл этого рассказа? (В том, как велика сила музыки, в конце рассказа люди замерли, никто не крикнул, даже не шевельнулся, все ждали, не будет ли он петь ещё.) Писатель как будто возвращает нас в те времена, когда сила музыки была столь велика, что могла «даже луну заставить с небес спуститься».

Слушание: русская народная песня «Ноченька», в исполнении Ф. Шаляпина.

Эти далёкие времена - золотой век человечества, прекрасная античность, эпоха великого преклонения перед искусством. Не случайно сам Тургенев так писал об этом рассказе: «Детство всех народов сходно, и мои певцы напомнили мне Гомера». Эпос Гомера, рисующий многочисленные состязания певцов, способных глубоко очаровать слушателей своим искусством, вновь оживает в забытом селении, словно утверждая: для подлинного искусства не существует границ, времён, сословий...

Итог урока:

- Расскажите, что нового вы узнали на уроке?

Вопросы и задания:

  1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы?
  2. Назови известные тебе произведения литературы, посвящённые музыке или музыкантам.
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое, на твой взгляд, особенно отличается музыкальностью.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Глюк. Мелодия из оперы Орфей и Эвридика, mp3;
    Визбор. Наполним музыкой сердца, mp3;
    Ноченька, русская народная песня в исп. Ф. Шаляпина, mp3;
    Яковлев. Зимний вечер, в исп. О. Погудина, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Также дополнительно вложены и могут использоваться педагогом по желанию:
    Яковлев. Зимний вечер - три варианта: в исп. И. Козловского, С. Лемешева и О. Даля, mp3;
    Не одна во поле дороженька, русская народная песня, mp3.

Композиторы и исполнители