Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Длительности
Музыкальная азбука или страна, где живут звуки
Длительности
В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.
Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.
Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.
Кто ещё стучится в дверь?
- Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ёжик
Торт спешат отведать тоже.
Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!
Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.
Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.
Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.
Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.
Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка веселых, нарядных ребятишек в красивом зеленом парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором живет Баба-яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках…
Это картинки с выставки. «Картинки», которые можно не только увидеть, но и услышать.
Нарисовал их в прошлом веке молодой талантливый архитектор Гартман, а звучать их заставил Модест Мусоргский — гениальный русский композитор.
Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора. Памяти Гартмана и посвятил Модест Мусоргский свою фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себя—проходящим от одной картинки к другой.
Модест Петрович Мусоргский родился и жил около 150 лет тому назад. Уже в 7 – 9 лет Мусоргский научился играть на фортепиано достаточно сложные пьесы, например целые фортепианные концерты. В детстве композитор любил слушать волшебные сказки, и это потом помогло ему при создании музыкальных произведений для детей. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным, но он очень старательно занимался музыкой и стал одним из самых известных композиторов в мире.
Послушайте две пьесы М. П. Мусоргского из этого цикла «Картинки с выставки»: «Лимож. Рынок» «Катакомбы».
«Лимож. Рынок»
На одном из рисунков изображен рынок в старинном французском городе Лиможе. В маленьких городках рынок не только место оживленных торгов, здесь горожане обсуждают важнейшие местные события, судачат, беседуют с друзьями. Композитор дал пьесе название: «Лимож. Рынок» - и подзаголовок: «Большая новость».
Мусоргский по-своему «озвучил» рисунок Гартмана. Всю разноголосицу рыночной толпы: неумолкающую болтовню торговок, обрывки разговоров, спор кумушек, внетерпении перебивающих друг друга, - он превратил в оживленный звуковой поток. Вот кумушки тараторят, а затем перебивают друг друга:
«Катакомбы»
Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это «Катакомбы». Очень медленная, сосредоточенная, полная мрачного раздумья музыка воссоздаёт перед нами суровую и таинственную картину древнего подземелья.
Вопросы:
Какие длительности – долгие или короткие – использовал композитор М. Мусоргский в пьесе «Лимож. Рынок»? Подумайте, почему?
Почему пьеса «Катакомбы» записана долгими длительностями?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация: 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Катакомбы (в фортепианном и симфоническом исполнении), mp3;
Мусоргский. Картинки с выставки. Лиможский рынок (в фортепианном и симфоническом исполнении), mp3;
3. Сопровождающий материал, docx.