Природа и музыка: Весна (часть 2)
Природа и музыка: Весна
Пётр Ильич Чайковский. Весна
Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник
Александр Гречанинов. Подснежник
Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть)
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.
Ход занятия:
П е д а г о г. Весна... Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Е. Баратынский
Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.)
Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)
Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке, чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце ярче и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…
А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Ласково, немного грустно.
П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П. Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой музыке? (Исполняет песню.)
Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной, немного грустной и снова радостной.
П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о весне Александра Сергеевича Пушкина?
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку.
П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое, немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая картина природы изображается, например, в знакомой вам пьесе Э. Грига «Весной». (Звучит фрагмент.)
В ней столько порывистости, радостной взволнованности. Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне?
Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)
П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.
Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?
Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.
П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.)
В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)
Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. (Исполняются 17-21-й такты.) Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).
Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы. Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы. (Песня исполняется целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.
Весеннее
Тает снег - и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, - а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними -
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами ...
И. Бунин
Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» - Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А. Гречанинова с тем же названием - «Подснежник».
Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином ...
А. Майков.
(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?
Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.
П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты). Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского - робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А. Гречанинова.)
Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).
В этой пьесе есть и другая мелодия - очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?
Д е т и. На вальс.
П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах - Афанасий Афанасьевич Фет.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
А. Толстой
Весенние мысли
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)
Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии могут быть использованы репродукции картин с изображением весенней природы, перекликающихся по настроению с музыкой.)
4-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами Антонио Вивальди «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)
Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.
П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются ... Природа рада весне!
Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).
Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.
П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)
Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.
А. Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи:
Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон ...
(Звучит первая часть концерта «Весна».)
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. Чайковский. Весна, mp3;
А. Гречанинов. Подснежник, mp3;
П. Чайковский. Апрель. Подснежник - Времена года, mp3;
А. Вивальди. Времена года. «Весна», mp3;
С. Майкапар. Весною, mp3;
Э. Григ. Весной, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.