Чайковский

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893), русский композитор, дирижёр, педагог (фото 1887 года)Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.), русский композитор, дирижёр, педагог. Один из величайших композиторов в истории мировой музыки.

Пётр Ильич Чайковский жил и творил в сложную для истории России пору 60-80-х годов XIX века, когда удивительной активности и творческой результативности достигла деятельность учёных, литераторов, художников. В целом поднялся уровень национальной духовной культуры. Чайковскому было суждено укрепить и возвысить позиции отечественной композиторской школы. Любовь как нравственная опора и символ силы, способной победить труднейшие препятствия, даже смерть, любовь - есть жизнь (Л. Н. Толстой) - эта мысль пронизывает все творчество Чайковского.

Будущий композитор родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск). Его отец - выдающийся русский инженер, горный начальник Воткинского завода Илья Петрович (1795 - 1880) - потомок вятского стрелецкого сотника Фёдора Афанасьевича Чайковского, убитого под Полтавой в 1709 году. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 - сестра Александра (в замужестве Давыдова) и брат Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича очень любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган - оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Из писем француженки-гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие вечера в конце лета. С балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник (для малышей)

Голубенький чистый подснежник-цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином...

Хорошо весной! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!.. В лесу появились первые цветы. Да и в городе, смотри, сколько людей несут маленькие синие букетики. Принесут домой, поставят в воду — вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе — плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Природа и музыка: Весна (часть 2)

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла. Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Весна... Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Чайковский. Времена года. Март - Песня жаворонка (для малышей)

Как ты думаешь, о чём может рассказать музыка «Марта»? Это первый месяц весны. Очевидно, и музыка должна быть весенняя. Знаешь, как она называется: «Песня жаворонка».

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Ведь жаворонки прилетают к нам в марте. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке. Но рояль не просто подражает пению птицы. Щебечущие трельки — это только часть песни, только напоминание о звонком жавороночьем пении. А сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в музыке какая-то по-особому холодноватая звонкость. Слушаешь — и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Обновлено!

Чайковский. Времена года (для младшего возраста)

Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова. У композитора - только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу. Помнишь «Песню жаворонка»? Разве звонкие трели, которые так хорошо передаёт рояль, не напоминают тебе о весне, о тающем снеге, о свежем, неповторимом весеннем воздухе? А нежная песенка подснежника? А таинственное мерцание звуков в «Белых ночах»? Это ведь всё картины природы... После того как послушаешь «Времена года» Чайковского, попытайся к каждой пьесе найти подходящую картину русского художника и стихотворение на эту же тему. А потом посмотри, послушай, почитай - и подумай о том, как музыка, живопись и поэзия рисуют разные времена года...

Комплект для проведения урока музыки у детей дошкольного и младшего и среднего школьного возраста.

Каждая пьеса в презентации предваряется оригинальным вступлением, например, в «Январе» мы услышим не только привычную нам мелодию Петра Ильича Чайковского, а ещё и потрескивание огонька в камине и бой часов, в «Феврале» - гомон ярмарки, в «Марте» - пение жаворонка, в «Мае» - стрекотание цикад, в «Июне» - плескание волн, в «Сентябре» - лай собак и сигнал охотничьего рожка, в «Октябре» - шум дождя, в «Ноябре» - завывание вьюги и топот копыт тройки лошадей, а в «Декабре» - звон колоколов...

Чайковский. Времена года. Февраль - Масленица (для малышей)

Ты знаешь, что такое масленица? Может быть, и нет. Но если ты знаешь сказку про Снегурочку — пьесу или оперу, — то, наверное, помнишь, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму.

Когда будешь слушать «Масленицу», непременно прислушайся к музыке повнимательнее. Вспомни, может быть, ты знаешь какие-нибудь русские народные песни: «Со вьюном я хожу» или «Во поле берёзонька стояла». Сравни их напев с музыкой «Масленицы»...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Обновлено!

Чайковский. Времена года. Январь - У камелька (для малышей)

Тепло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет... В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чайковский. Балет «Щелкунчик» (для малышей)

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, взяла Щелкунчика на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил...

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Чайковский. Времена года. Октябрь: Осенняя песня

Красивый видео-ряд из репродукций картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Хохоря, И. Грабаря, В. Поленова, В. Нестеренко, И. Остроухова и др., на музыку Петра Ильича Чайковского.

Осень. Тематическая беседа-концерт

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.

Учим детей различать вокальную и инструментальную музыку, соотносить инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» по характеру с одной из знакомых песен об осени, а также узнавать песню по мелодии, различать народно-песенные интонации, закрепляем понятие жанра.

Комплект для проведения музыкального занятия по материалам О. П. Радыновой «Слушаем музыку»: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Чайковский