Уроки музыки

Чайковский. Времена года. Ноябрь - На тройке (для малышей)

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши...

Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, у нас, в средней полосе России, это уже зима. В ноябре замерзают реки, выпадает снег. О зиме и музыка «Ноября». Называется эта пьеса «На тройке»...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чайковский. Времена года. Октябрь - Осенняя песня (для малышей)

...Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...

...Октябрь — это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днём всё холоднее. И дождь, дождь, дождь... Грустное это время — поздняя осень...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чайковский. Времена года (для младшего возраста)

Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова. У композитора - только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу. Помнишь «Песню жаворонка»? Разве звонкие трели, которые так хорошо передаёт рояль, не напоминают тебе о весне, о тающем снеге, о свежем, неповторимом весеннем воздухе? А нежная песенка подснежника? А таинственное мерцание звуков в «Белых ночах»? Это ведь всё картины природы... После того как послушаешь «Времена года» Чайковского, попытайся к каждой пьесе найти подходящую картину русского художника и стихотворение на эту же тему. А потом посмотри, послушай, почитай - и подумай о том, как музыка, живопись и поэзия рисуют разные времена года...

Комплект для проведения урока музыки у детей дошкольного и младшего и среднего школьного возраста.

Каждая пьеса в презентации предваряется оригинальным вступлением, например, в «Январе» мы услышим не только привычную нам мелодию Петра Ильича Чайковского, а ещё и потрескивание огонька в камине и бой часов, в «Феврале» - гомон ярмарки, в «Марте» - пение жаворонка, в «Мае» - стрекотание цикад, в «Июне» - плескание волн, в «Сентябре» - лай собак и сигнал охотничьего рожка, в «Октябре» - шум дождя, в «Ноябре» - завывание вьюги и топот копыт тройки лошадей, а в «Декабре» - звон колоколов...

Чайковский. Времена года. Июнь - Баркарола (для малышей)

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять...

Вот и лето наступило, самое настоящее лето. О чём же рассказывает нам музыка «Июня»?

Чайковский назвал пьесу «Баркарола». Слово это, наверное, не всем знакомо. Родилось оно в Италии и означает что-то вроде «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», «баркетта» по-итальянски и означает «лодка»...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чайковский. Времена года. Июль - Песня косаря (для малышей)

Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, ветер с полудня!..

Лето в разгаре. Жарко. Сколько удовольствий у тебя, сколько развлечений! Да не только развлечений. Летом ведь и работы тоже много. Если ты живёшь в деревне, то, конечно, хорошо это знаешь. Июль. Косить пора.

Музыка «Июля» и рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня — композитор назвал её «Песня косаря».

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чайковский. Времена года. Май - Белые ночи (для малышей)

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май...

... Тихо переливаются один в другой звуки рояля. Словно в музыкальных сумерках расплылись очертания стройных аккордов, и они стали зыбкими и дрожащими. А мелодия то ускользает, то появляется вновь, чтобы снова раствориться в неясных, нежных переливах...  Странное, необъяснимое чувство...

Вот так белой ночью стоишь на берегу Невы, волнуясь, пытаешься разгадать, в чём очарование безлунного блеска серовато-серебристого воздуха. Но понять это невозможно. Можно только любоваться, любоваться без конца...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Светлый Праздник. Православная музыка сегодня

Долгожданным, светлым и радостным праздником была на Руси Пасха - Светлое Христово Воскресение. Долгожданным праздник был ещё и потому, что ему предшествовал долгий - семинедельный - Великий Пост. В это время изменялся домашний уклад, готовилась только особая, постная пища; изменялся и порядок церковных служб, и характер песнопений - по большей части скорбных, покаянных. По-иному звонили и колокола...

Комплект для проведения урока музыки.

Светлый праздник. Пасха

Урок проводится на Пасхальной неделе, задуман в форме беседы, в центре которой пьеса П. И. Чайковского «Утренняя молитва», и преследует высокие гуманистические цели: воспитание уважительного отношения к православным традициям русского народа, любви к природе, к людям, к родному фольклору. В ходе урока ребята отвечают на вопросы «Что значит благотворительность?», «Как могут дети участвовать в ней?», «Что можно сделать прямо сегодня?» Чудесная музыка П. И. Чайковского самым благоприятным образом способствуют беседе на выше обозначенные темы. В рамках подготовки к уроку дети самостоятельно изучают материал о традициях русской пасхи, о жизни и творчестве П. И. Чайковского. Показателем эффективности урока является атмосфера радости, творчества, увлечённости, дружеская обстановка и положительные эмоции от доброго, благого поступка.

Мир духовной музыки

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Мир русской духовной музыки

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела. Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание, со-радование - есть лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах выполняющие завещанный нам закон: «Друг друга тяготы носите». И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте...

Материал для проведения урока музыки.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Уроки музыки