Уроки музыки

Музыкальные инструменты: Струнные

Скрипка - самый распространённый струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Значение скрипки понимали ещё в XVII в. и говорили: «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный». Альт тоже часто называют скрипкой, только побольше. Если судить по его внешнему виду, то это так. Но он имеет свой характерный тембр. Виолончель уже никто не назовёт большой скрипкой, хотя они достаточно похожи. У неё совершенно другой тембр звучания и совсем другой характер. Когда нужно выразить в музыке скорбь, отчаяние, печаль, виолончели нет равных, настолько глубоко она передаёт эти чувства. И, наконец, последний представитель струнной смычковой группы – контрабас – самый низкий из них по звучанию. Его роль в музыке очень велика. Он является своеобразным фундаментом, на который опирается звучание всех остальных инструментов. Необходимо, конечно, назвать и ещё один струнный инструмент. Правда, играют на нём не смычком, а щипком. Это арфа. А кроме неё и целую армию национальных струнных щипковых инструментов, таких как балалайка, домра и многие другие...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Медные духовые инструменты

Группа медных духовых инструментов невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным сиянием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты. Одни из них напоминают рог, другие - гигантскую золотую улитку. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих надобностей. Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Клавишные инструменты

Орган - король музыкальных инструментов. У него есть трубы, в которые вдувается воздух, есть специальные клапаны внутри труб, как и у некоторых духовых инструментов. Эти клапаны открываются или закрываются при нажатии на клавишу. Получается, что орган - инструмент духовой и клавишный одновременно. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента, лучшие композиторы мира служили церковными музыкантами. Самый первый клавишный струнно-ударный инструмент – клавикорд. Звукоизвлечение на клавикорде такое: при нажатии клавиши укреплённый на её задней части металлический штифт касается струны; чем сильнее удар по клавише, тем громче звук. Как же на клавесине извлекался звук? Когда исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. То есть звук извлекался щипком. К какому же семейству мы отнесём клавесин? В нём есть струны, значит, это струнный инструмент. Звук извлекается щипком, то есть - щипковый. Но видели ли вы у струнных клавиши? А клавесин ещё и клавишный. Как же играет фортепиано? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка-глушитель. От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный - рояль с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный - пианино...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Музыкальные инструменты: Деревянные духовые

Что представляют деревянные духовые инструменты? Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Флейта - один из старейших инструментов семейства. Испокон веков она была пастушьим инструментом – её звуками пастухи созывали свои стада. Но она была и участницей ритуальных обрядов и празднеств. Вряд ли найдётся народ, у которого не было бы своей флейты. Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель. Это скорее поющий, нежели виртуозный, инструмент. Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный. Кларнет немного напоминает гобой, один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Пассажи, скачки, арпеджио - всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Фагот - самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Его родословная восходит к первой половине XVI в. Предком фагота считается басовая свирель бомбарда...

Материал для проведения обширного интересного урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах.

Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

1899 год для всей России был годом Пушкина: 100-летие со дня рождения поэта каждый русский переживал как национальный праздник. Поэты создавали стихи, скульпторы - памятники, издавались сборники статей и воспоминаний… Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков также откликнулся на юбилей, создав кантату «Песнь о вещем Олеге». Но не кантате суждено было стать подлинным, достойным памятником, воздвигнутым Римским-Корсаковым Пушкину...

Комплект для проведения урока музыки по опере «Сказка о царе Салтане» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Шостакович. Марш

Марши бывают разные: и торжественные, праздничные, и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные. Музыка имеет свой язык - она может быть плавной, нежной, и отрывистой, скачущей, озорной. Может звучать высоко, легко и низко, тяжело...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике

...Те картины, что Лиза видела, куда-то пропали, а посередине комнаты появилась вдруг другая — огромная. А на ней три всадника, первый на белой лошади, второй — на громадном чёрном коне, а у третьего лошадка рыжая, голову пригнула, уши прижала, будто землю нюхает. Но, главное, все живые на картине этой. Всадники толкуют, да плохо слышно, о чем — ветер в картине свистит и иногда так подует, что до Лизуши долетает запах травы и молодых сосенок. Взял человек в руку длинную кисть, помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай кисточкой то там, то тут в картину тыкать. Где прикоснётся, там краски сразу как-то вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет — тот на минутку замирает, а потом опять шевелиться начинает...

Рассказ Галины Ветровой о художнике Викторе Васнецове и презентация с музыкальным сопровождением для детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Музыкальные тембры. Соло и Тутти

Практически для каждого инструмента созданы специальные концерты, сонаты и пьесы, широко применяются соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам. Но чаще всего они участвуют в общем составе симфонического оркестра, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 6 класс.

Светлый праздник. Пасха

Урок проводится на Пасхальной неделе, задуман в форме беседы, в центре которой пьеса П. И. Чайковского «Утренняя молитва», и преследует высокие гуманистические цели: воспитание уважительного отношения к православным традициям русского народа, любви к природе, к людям, к родному фольклору. В ходе урока ребята отвечают на вопросы «Что значит благотворительность?», «Как могут дети участвовать в ней?», «Что можно сделать прямо сегодня?» Чудесная музыка П. И. Чайковского самым благоприятным образом способствуют беседе на выше обозначенные темы. В рамках подготовки к уроку дети самостоятельно изучают материал о традициях русской пасхи, о жизни и творчестве П. И. Чайковского. Показателем эффективности урока является атмосфера радости, творчества, увлечённости, дружеская обстановка и положительные эмоции от доброго, благого поступка.

Майкапар. Семимильные сапоги

Вы знаете много сказок. Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, клубочек, указывающий дорогу, скатерть-самобранка, дубинка-драчун, шапка-невидимка... У композитора Самуила Майкапара есть пьеса, которая называется «Семимильные сапоги». Семимильные сапоги встречаются в разных сказках, особенно у Шарля Перро. Вы знаете сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик»? В ней рассказывается о том, как семимильные сапоги помогли детям спастись от Людоеда...

Комплект для проведения комплекса музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой и сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик»: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Страницы

Подписка на RSS - Уроки музыки