Уроки музыки

Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке

Искусство наших дней иногда называют «мирской религией», имея в виду глобальность и всеохватность поднимаемых им проблем в обществе, утратившем благотворную связь с религиозной мудростью. Возможно, поэтому и музыка так приблизилась к осуществлению идей, в прежние времена бывших исключительной принадлежностью философии и литературы. Конечно, как и прежде, музыка прямо не иллюстрирует ни эти идеи, ни литературный текст. Воспринимая их, она «переводит» на язык своих звучаний самое глубокое и затаённое, что в них содержится, и выходит иногда на иной уровень понимания - понимание без слов. Происходит то, о чём говорил Альфред Шнитке, один из самых своеобразных отечественных композиторов ХХ века: «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства - появляются всё новые и новые плоскости мышления»...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 1 урок

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения и, вследствие этого, их форма может быть в любое мгновение познаваема как целиком, так и в частностях. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей. Музыка, же, наоборот, подобно искусству слова (поэзия, проза) развёртывается во времени, деталь за деталью. Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 2 урок

Воплощая свой замысел при создании музыкального произведения, композитор продумывает форму произведения, все её особенности - от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях, как уже отмечалось, нередко и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас только тогда, когда оно говорит не «общими словами», а значительными и существенными подробностями. Поэтому понятие «музыкальная форма» требует многомерной трактовки: пытаясь понять музыкальное произведение, мы должны прежде всего понять тот язык, на котором оно обращается к нам.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные, песни, танцы, марши. 3 урок

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. XIX век прошёл под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник в другие жанры профессиональной музыки - оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал существенное влияние на развитие европейской музыки XIX и XX веков.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные песни, танцы, марши. 2 урок

Точно так же и другие жанры - вальс, элегия, марш - имеют свою собственную содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями - то поэтически-танцевальными, то торжественно-величавыми.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные песни, танцы, марши. 1 урок

Ещё в XVIII в. в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы-классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники народных песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

В трагедии Пушкина отражены далёкие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчёркнута композитором. Ведь монарх, даже наделённый умом и душой, каким показан Борис - и поэтом, и композитором, - не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Искусство начинается с мифа

Наверное, во все века человек был способен эмоционально воспринимать окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и высокому. Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести. Может быть, именно благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, и мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, совсем не безликой, бездушной «окружающей средой», а живой и полной тайн стихией...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Музыка рассказывает о животных и птицах: Мотылёк

Вы много раз видели на лугу, на лесной поляне маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Сегодня мы послушаем, как музыка расскажет нам о мотыльке...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Седьмая симфония Шостаковича

А знаете ли вы, что это за симфония? Год её создания - 1941-й. Место, где она была написана, - город Ленинград. Да, такие «анкетные данные» говорят сами за себя, ведь это не просто название города. Сорок первый в Ленинграде - это блокада. Это холод и мрак, это обстрелы и бомбёжки, это крохотный, умещающийся на ладони кусочек хлеба на весь день. Это обледеневшие набережные Невы и проруби, к которым тянутся за водой нескончаемые очереди измученных, голодных людей. Но сорок первый в Ленинграде - это не только ужас и смерть. Это несокрушимая воля советских людей, вера в победу, это труд, тяжёлый, упорный труд во имя победы. Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович дежурит во время налётов на крыше дома, а в свободное от дежурств время он сидит в своём нетопленом кабинете, такой же усталый и голодный, как и все ленинградцы, и пишет, пишет, пишет... Он сочиняет новую симфонию...

Музыкально-литературная композиция для проведения интересного и красочного урока по теме.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - Уроки музыки