Уроки музыки

Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник (для малышей)

Голубенький чистый подснежник-цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином...

Хорошо весной! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!.. В лесу появились первые цветы. Да и в городе, смотри, сколько людей несут маленькие синие букетики. Принесут домой, поставят в воду — вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе — плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чайковский. Времена года. Март - Песня жаворонка (для малышей)

Как ты думаешь, о чём может рассказать музыка «Марта»? Это первый месяц весны. Очевидно, и музыка должна быть весенняя. Знаешь, как она называется: «Песня жаворонка».

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Ведь жаворонки прилетают к нам в марте. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке. Но рояль не просто подражает пению птицы. Щебечущие трельки — это только часть песни, только напоминание о звонком жавороночьем пении. А сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в музыке какая-то по-особому холодноватая звонкость. Слушаешь — и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Обновлено!

Чайковский. Времена года. Февраль - Масленица (для малышей)

Ты знаешь, что такое масленица? Может быть, и нет. Но если ты знаешь сказку про Снегурочку — пьесу или оперу, — то, наверное, помнишь, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму.

Когда будешь слушать «Масленицу», непременно прислушайся к музыке повнимательнее. Вспомни, может быть, ты знаешь какие-нибудь русские народные песни: «Со вьюном я хожу» или «Во поле берёзонька стояла». Сравни их напев с музыкой «Масленицы»...

Комплект для проведения урока музыки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Обновлено!

Мир духовной музыки

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание» (1-й час)

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения и, вследствие этого, их форма может быть в любое мгновение познаваема как целиком, так и в частностях. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей. Музыка, же, наоборот, подобно искусству слова (поэзия, проза) развёртывается во времени, деталь за деталью. Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше всё». Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение – мотив многих и многих пушкинских произведений. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удаётся её обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. Но эта стихия, в конце концов, оказывается и спасительной...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Обновлено!

Из чего состоит опера

За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого оперного спектакля, многое изменилось в сложном организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились выразительные средства, оркестр из скромного аккомпаниатора стал полноправным участником. Балет и хор давно уже «прижились» в опере как неотъемлемая часть целого. Но душой оперы как был, так и остался человеческий голос с его тембровым богатством, ни с чем несравнимой динамичностью и задушевностью вокальных интонаций. Самое сочетание слова и выразительной мелодии всегда было и будет в центре внимания и композитора, и зрителя. И те формы сольного пения, в которых вокальная мелодия получила наибольшую свободу развития, естественно, оказались решающими в построении музыкально-сценического образа.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 5 класс.

Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - опера, балет, оратория. Среди них больше всего связана с литературой опера. Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало и в музыке. Это – «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 5 класс.

Трагедия любви в музыке. Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта»

Одним из любимых изречений были для Пушкина слова французского писателя Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти лишь на исхоженных дорогах». «Исхоженные дороги» - это вековые нравственные устои, живущие в сознании каждого человека, это благословение отчего дома, чей дух хранит и поддерживает человека на его нелёгких жизненных путях... В свете такого понимания счастья становится понятна трагическая предопределённость судьбы тех людей, которые преступили эти вечные, освящённые традицией законы.

Комплект для проведения урока музыки.

Подвиг во имя свободы. Увертюра Бетховена «Эгмонт»

Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по-разному воплощалась в выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условия породила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление. Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое отдельное произведение этого великого композитора является свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни...

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Страницы

Подписка на RSS - Уроки музыки