Мусоргский Модест Петрович

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), русский композитор, член «Могучей кучки»Модест Петрович Мусоргский (21 марта 1839 г. - 28 марта 1881 г.), русский композитор, член «Могучей кучки».

Русский композитор из «Союза пяти», или так называемой «Могучей кучки», он является автором знаменитых опер мирового масштаба на темы русской истории, славянской мифологии, а также и на другие национальные темы, в том числе оперы «Борис Годунов», симфонической поэмы «Ночь на Лысой горе» и цикла для фортепиано «Картинки с выставки». Он стремился к достижению уникальной русской музыкальной индивидуальности, часто с преднамеренным пренебрежением к установленным обычаям западной музыки. «Мусоргский был реформатор, а участь реформаторов никогда не сладка, они никогда не достигают своего скоро и безмятежно», - говорил В. Стасов, идейный вдохновитель «Могучей кучки».

Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии. Фамилия Мусоргских ведёт начало из глубин русской истории. Родоначальник их рода князь Смоленский, Рюрикович, потомок которого Роман Васильевич Мусоргский, живший в XV веке, и был основателем фамилии.

По традиции Мусоргские посвящали себя военной службе: и прадед композитора, и дед были гвардейцами. Отец тоже должен был стать гвардейским офицером, но этому помешало то, что он был незаконнорождённым сыном дворянина и крепостной девушки. Позже брак узаконили, и Алексей Григорьевич, дед композитора, смог официально усыновить своих детей, но военная карьера для Петра Алексеевича, отца композитора, была уже закрыта. Он стал чиновником сената в Петербурге, затем вышел в отставку и поселился в деревне.

Пору своего детства композитор вспоминал как самую счастливую. Мальчик очаровывался няниными сказками, в доме всегда звучала музыка, мать его играла на фортепиано, отец любил романсы Алябьева, Варламова. Тяга мальчика к музыке проявлялась все ярче и ярче, а вскоре ему и старшему брату наняли гувернантку - немку, которая должна была обучать детей кроме игры на фортепиано немецкому языку, арифметике, грамматике и географии.

До 10-летнего возраста Модест и его брат Евгений получали домашнее образование. В 1849 году, после переезда семьи в Петербург, братья поступили в известное немецкое училище St. Petri-Schule. Через несколько лет, не закончив училища, Модест по решению родителей поступает на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем он недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Между тем, занятия музыкой продолжались с одним из лучших петербургских педагогов А. А. Герке, учеником Джона Филда, известного пианиста, игрой которого так восхищался М. И. Глинка (его технику «жемчуга на бархате», он даже предпочитал более, нежели исполнительскую, «котлетную», по его словам, манеру Ф. Листа). Модест Мусоргский с прилежанием занимался и легко усваивал музыкальную теорию. Герке так и не смог разглядеть в юноше особого музыкального дарования. Поэтому, когда началась офицерская служба, занятия прекратились. Зато состоялось знакомство с А. П. Бородиным - будущим крупнейшим композитором, который оставил зарисовку этой встречи: «Я был дежурным врачом, он - дежурным офицером. Комната была общая, скучно было на дежурстве обоим, оба мы были экспансивны, разговорились и очень скоро сошлись. Вечером того же дня мы были приглашены на вечер к главному доктору госпиталя. Модест Петрович был в то время совсем мальчонком, очень изящным, точно нарисованным офицериком: мундирчик с иголочки, в обтяжку, ножки вывороченные, волоса приглажены, напомажены, ногти, точно выточенные, руки выхоленные, совсем барские. Манеры изящные, аристократические, разговор такой же, немного сквозь зубы, пересыпанный французскими фразами. Вежливость и благопристойность необычайные». Дружбы тогда не получилось. Сказалась разница возрастов, темпераментов, жизненного опыта.

Бородин в то время был серьёзным, самостоятельным человеком, определившемся в своём профессиональном пути. Мусоргский же - избалованным жизнью и лёгкими успехами в учёбе, службе, и не совсем сознающим себя музыкантом редкой одарённости. Вскоре Бородин перешёл на кафедру химии в медико-хирургическую академию и их пути разошлись.

Однако именно с того времени Мусоргский интересуется музыкой серьёзнее и глубже. Он с радостью познакомился с другом Глинки, известным композитором А. С. Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты. Мусоргский стал частым гостем в этом доме. Воздействие музыки Даргомыжского на Мусоргского было огромным. Творческое credo старшего товарища: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды», - в зрелом творчестве Мусоргского нашёл классическое и гениальное воплощение.

В 1857 году состоялась встреча, сыгравшая важную роль в жизни начинающего композитора. Он познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, молодым композитором и пианистом. Мусоргский сразу и целиком был захвачен силой и обаянием его личности, его темпераментом убеждённого борца за новое русское искусство, и он обратился к нему с просьбой о занятиях по композиции, на что получил согласие.

Занятия не были систематическими, но для Мусоргского были очень полезны. Вдвоём они занимались редко, чаще собирался кружок, куда приходил ещё и Ц. Кюи, В. Стасов.

Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, прояснив ему его настоящее призвание и заставив обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

Уже в 1852 г. в Санкт-Петербурге издаётся фортепианная пьеса Мусоргского. В 1858 г. Мусоргский написал два «скерцо», из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.

Вслед за тем Мусоргский написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла «Эдип»; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к «Эдипу», исполненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 году, издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки композитор сначала выбрал роман Флобера «Саламбо», но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет «Женитьбы» Гоголя.

Начало серьёзных композиторских удач совпало с серьёзными бытовыми трудностями. Остатками расстроенного отцовского поместья братья Мусоргские владели нераздельно. В период отмены крепостного права Модест Петрович подолгу бывал в Торопце: ему надо было заключить в своих деревеньках договоры с бывшими крепостными и выдать «уставные грамоты». После реформы доходы от поместья сильно сократились, жить всей семьёй в столице стало не по средствам, и матери, Юлии Ивановне, пришлось в начале 1862 года переехать в село Карева.

Весной этого же года Мусоргский заболел. Чтобы сменить обстановку и подлечиться, он поехал в село Волок Холмского уезда к дальним родственникам. Спокойная, упорядоченная жизнь благотворно повлияла на здоровье. Сочинением и музицированием, чтением он занимался целыми днями.

Осенью 1862 года он возвращается в Петербург с активным желанием работать. Необходимость служить, чтоб иметь средства к существованию, становилась все реальнее. Мусоргский занялся переводами с немецкого и французского знаменитых уголовных процессов, вскоре ему удалось определиться чиновником в Главное инженерное управление. С 1 декабря 1863 года он приступил к службе.

Весной 1865 года нежданно нагрянуло большое горе: умерла мать, самый близкий ему человек. Мусоргский был настолько потрясён, что не мог сочинять, потерял веру в себя.

В 1867 году Мусоргский закончил крупное оркестровое произведение-музыкальную картину «Иванова ночь на Лысой горе».

Известность композиторов «Могучей кучки» росла. Балакирев был приглашён на должность дирижёра симфонических концертов РМО. Он значительно расширил репертуар, включив в него произведения своих современников. Приглашал знаменитых дирижёров, в частности Г. Берлиоза.

Осенью 1868 года весь балакиревский кружок увлёкся сочинением опер. Удачным оказался совет В. Никольского, профессора истории и литературы, друга композитора, писать оперу на сюжет пушкинского «Бориса Годунова».

Эта опера и сделала Мусоргского знаменитым. Поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году, она сразу же была признана выдающимся произведением в некоторых музыкальных кружках. Это была уже вторая редакция оперы, значительно изменённая драматургически после того как репертуарный комитет театра забраковал ее первую редакцию за «несценичность. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара.

Только в конце ноября 1896 году «Борис Годунов» снова увидел свет, но уже в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» на своё усмотрение. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний».

В Петербурге, выпущен к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В наше время возрождается интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

Но на тот момент суровой критики было не избежать. Упрёки были настолько необоснованны, что потрясли композитора, и без того находящегося во власти болезненного нервного возбуждения. Нападки со стороны давних противников (А. Фаминцына, Н. Соловьёва) можно было предвидеть, но разгромной статьи со стороны Ц. Кюи Мусоргский никак не ожидал. «За этим безумным нападением, за этою заведомою ложью я ничего не вижу, словно мыльная вода разлилась в воздухе и предметы застилает!»

Одно из лучших произведений мирового музыкального театра, чей музыкальный язык и драматургия принадлежат уже к новому жанру, складывавшемуся в XIX веке в самых разных странах - к жанру музыкально-сценической драмы, с одной стороны, порывавшего со многими рутинными условностями тогдашнего традиционного оперного театра, с другой стороны, стремившегося к раскрытию драматического действия в первую очередь музыкальными средствами. При этом обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874 гг.), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одного и того же сюжета. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины ХХ века), сильно отличавшаяся от господствовавших тогда рутинных оперных канонов. Именно поэтому в годы жизни Мусоргского преобладало мнение, что его «Борис Годунов» отличается «неудачным либретто», «многими шероховатостями и промахами».

Такого рода предрассудки во многом были характерны, прежде всего, для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. Такое мнение было характерно и для советских учебников музыкальной литературы. В действительности же оркестровое письмо Мусоргского просто не укладывалось в ту канву, которая устраивала, в основном, Римского-Корсакова.

Такое непонимание оркестрового мышления и стиля Мусоргского (к которому тот, действительно, пришёл практически самоучкой) объяснялось тем, что последний был разительно непохож на пышно-декоративную эстетику оркестрового изложения, характерную для второй половины XIX века и, особенно, самого Римского-Корсакова. К сожалению, культивировавшееся им (и его последователями) убеждение о якобы «недостатках» музыкального стиля Мусоргского на долгое время - почти что на столетие вперёд - стали господствовать в академической традиции отечественной музыки.

«Я почти никогда не доволен собою, но тем более, чем когда-либо, склонен думать, что роль моя поболее в уединении и поболее средоточения искусства для», - писал Мусоргский сестре М. И. Глинки, Л. И. Шестаковой.

Гораздо больше увлекает Мусоргского теперь другая работа - сочинение новой оперы. Для материалов к будущей «Хованщине» Мусоргский завёл специальную тетрадку, на которой записал: «Посвящаю Владимиру Васильевичу Стасову мой посильный труд, его любовью навеянный. 15 июля 1872. Мусорянин».

Встречи балакиревского кружка стали реже: лишь бывая в доме Стасова, Мусоргский чувствовал себя в атмосфере по-юношески творческого горения и увлечённости новым искусством. Именно у Стасова он встречался в эти годы с интересными людьми. Таким был, например, талантливый молодой архитектор Виктор Гартман. Позднее Мусоргский напишет Стасову письмо: «Что за ужас! Что за горе! Бездарная дура смерть косит, не рассуждая». В 1874 году в расцвете творческих сил от сердечной болезни умер Гартман. После посмертной выставки художника Мусоргский пишет фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

Цикл был создан как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Форма этого произведения – «сквозная» сюита-рондо со спаянными между собой разделами, где основная тема-рефрен («Promenade») выражает смену настроений при прогулке от одной картины к другой, а эпизодами, связанными этой темой, являются сами образы рассматриваемых картин. Это произведение не раз вдохновляло других композиторов на создание его оркестровых редакций, самая знаменитая из которых принадлежит Морису Равелю (одного из самых убеждённый почитателей Мусоргского).

Параллельно все ещё шла работа над «Хованщиной», одновременно композитор работал и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» Мусоргский почти успел закончить - но, за исключением двух фрагментов, опера не была инструментована; последнее было сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил «Хованщину» (опять-таки, с собственными переделками) и приспособил её для сцены.

«Хованщина» была исполнена на сцене Санкт-Петербургского музыкально-драматического кружка в 1886 г. под управлением С. Ю. Гольдштейна на сцене Кононовского зала. В 1960 г. композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович сделал свою редакцию оперы «Хованщина», в которой произведение Мусоргского сейчас и ставится по всему миру. (Среди существующих на сегодняшний день редакций оперы, выполненных другими композиторами, наиболее близкими к оригиналу можно считать оркестровку Шостаковича и завершение последнего действия оперы, сделанное Стравинским.) Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. Но этой музыкальной драмы на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта), написанной на собственный текст, ещё в большей степени, чем «Бориса Годунова», коснулось скептическое отношение коллег.

Произведение это он писал с большими перерывами, и к моменту его смерти оно осталось неоконченным.

Для «Сорочинской ярмарки» он успел сочинить два первых акта, а также для третьего действия: «Сон Парубка» (где он использовал переделку своей симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ещё для неосуществлённой коллективной работы - оперы-балета «Млада»), «Думку Параси» и «Гопак». Опера эта нам известна в редакции выдающегося музыканта В. Я. Шебалина.

Все хуже становились дела на службе: начальство было недовольно его частыми пропусками. Материальное положение становилось похожим на настоящую нужду. За задолженность его выселили из квартиры. Несколько лет композитор провёл в доме своего друга - П. Наумова, флотского офицера, страстного поклонника музыки и творчества Мусоргского.

В 1870-е годы на слова Голенищева-Кутузова он пишет вокальный цикл «Песни и пляски смерти». Образ Смерти уже много лет занимал композитора, углублялся в его сознание и находил всё более совершенные формы воплощения.

Последние годы жизни были отмечены встречей с Балакиревым, который на тот момент постепенно выходил из душевного кризиса, гастрольной поездкой по югу России, ставшей последним ярким событием. Лето 1880 года Мусоргский проводит на даче у певицы Леоновой. А с осени выполняет обязанности концертмейстера у неё в классах. Но здоровье композитора было подорвано, он стал болеть всё чаще и чаще. В 1881 году его снова выставили из квартиры за неуплату. На одном из концертов с ним случился приступ болезни - глубокий обморок. Поместить композитора в госпиталь тоже оказалось проблемой. Только после того как его выдали за «вольнонаёмного денщика», его уложили в больницу.

Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. Но при всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для его здоровья, быта и интенсивности творчества. Вследствие этого после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства Мусоргский был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.

Композитор скончался 16 (28) марта 1881 года ранним утром. Ему было всего 42 года. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет Мусоргского был написан Ильёй Репиным в госпитале всего за несколько дней до смерти композитора.

Произведения Мусоргского, во многом предвосхитившие новую эпоху, оказали громадное влияние на композиторов ХХ века. Отношение к музыкальной ткани как к выразительному расширению человеческой речи и колористическая природа её гармонического языка сыграли важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К. Дебюсси и М. Равеля (по их собственному признанию). Стиль, драматургия и образность Мусоргского очень сильно повлияли на творчество Л. Яначека, И. Стравинского, Д. Шостаковича (характерно, что все они - композиторы славянской культуры), А. Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О. Мессиана и многих других.

Композиторы и исполнители