8 Марта и белая берёзка

8 Марта и белая берёзка

8 Марта и белая берёзка...

Изначально 8 Марта - это революционный праздник. В этот день женщины всей земли должны были бороться за равные права с мужчинами!

Но ничего не получилось. Нет, с правами все вышло неплохо, хотя полного равноправия никогда не будет, потому что женщины умеют рожать детей, а мужчины нет, и от этого все проблемы с равноправием. А вот с праздником произошла странная вещь.

Виктор Липицкий. Во поле берёза стояла. Лаковая миниатюраПро равноправие все как-то забыли и стали поздравлять женщин именно за то, чем они от мужчин отличаются. За то, что они матери или будущие матери, за то, что они нежные и заботливые.

В западных странах есть Международный праздник матери. В последние годы у нас его усердно пропагандируют. Но он не прижился, и народ поздравляет мам и бабушек 8 Марта. Хотя революционерка Клара Цеткин, предложившая праздновать 8 Марта, никак не могла бы этого предположить.

А есть ли языческие корни у этого любимого и доброго праздника? Был ли женский праздник у наших предков? Даже несколько. Славяне, почитая Богиню Мать, не могли обойтись без этого. 14 февраля девушки праздновали свой, девичий праздник - делали куклу из бересты, на которой писали загаданное имя жениха.

Берёза считалась покровительницей девушек. Потом стали говорить, что это глупое суеверие. А в последние годы распространилось учение о том, что все деревья обладают силой, некоторые могут забирать от человека злую энергию, «подпитывать» доброй. Особенно полезной для человека энергией обладает берёза... значит, предки наши правильно её чтили?

10 ноября – день святой Параскевы Пятницы. Эта святая заступила место славянской богини Мокоши и приняла на себя её обязанности - помогать женщинам, особенно матерям. Но подарки матерям, как мы 8 Марта, в этот день не дарили. Наоборот, матери делали подарки святой Параскеве - обеты, молитвы. Девушки молили о женихах: «Матушка Прасковея! Пошли женишка поскорее. Скрасит девку венец да удалый молодец».

Ещё был «профессиональный» праздник повитух - женщин, которые помогают младенцам появляться на белый свет. Его праздновали 8 января и называли «бабьи каши» (потому что женщины этой профессии назывались «повивальные бабки» или просто «бабки»). В этот день молились Богородице (в церкви есть даже специальная служба иконе Богоматери «В родах Помощница») и угощали повитух.

Алексей Корзухин. Девичник (1889 г.)И в православном календаре было несколько специфически женских праздников: Неделя жён-мироносиц (четвёртое воскресенье после Пасхи), когда женщины устраивали гулянье и угощенье без мужчин; Летние Кузьминки (дни памяти Космы и Дамиана, 1 (14) июля), когда девушки устраивали праздничную трапезу и «секретничали». Рождество Богородицы (8 (21) сентября), когда замужние женщины старались выполнить обеты Богородице, например обещание выткать покров в алтарь церкви в благодарность за выздоровление ребёнка. То есть опять-таки женщины не получали подарки, а дарили их Богоматери.

Значит, женские праздники у наших предков были совсем не такие, как у нас. Но они тоже, почитая сначала Богиню Мать, потом Мокошь, потом Богородицу и святую Параскеву, славили женское начало, дающее жизнь человечеству.

То же самое, что делаем мы, даря женщинам к 8 Марта букетик цветов...

В офорлении постера использован фрагмент иллюстрации Виктора Королькова «Макошь».

Композиторы и исполнители