Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Почти все увертюры Бетховена связаны с драматическими произведениями, являясь вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт» - к трагедии Гёте, «Кориолан» - к драме Коллина, «Леонора» - к опере «Фиделио».

В своих увертюрах Бетховен завершил долгий путь развития классической увертюры. Отправной точкой для него служила увертюра, сложившаяся в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини. Но свойственное Бетховену стремление к широким идейным обобщениям, умение в лаконичных образах выразить большие чувства и мысли, изменили положение увертюры. У Бетховена она перестала быть вступлением и последующему развитию драмы: центр как бы перемешается в увертюру, которая в обобщённых образах передаёт содержание всего произведения. Таким образом, у Бетховена увертюра превращается в своеобразную разновидность симфонии.

Композитор положил начало новому виду музыкального творчества - программной одночастной увертюре.

Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт» протекала в годы высшего подъёма творчества Бетховена. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Бетховен написал 10 музыкальных номеров к трагедии: увертюру, 4 антракта, 2 песни Клерхен, «смерть Клерхен», монолог Эгмонта и Победную симфонию. Но наибольшей известностью пользуется увертюра к трагедии. В ней концентрируется идея всего произведения - борьба за свободу и радость достижения.

Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы - наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.

Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращёнными к народу: «За родину сражайтесь, за вольность, за свободу!», Эгмонт идёт к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Увертюра начинается медленным вступлением.  Здесь даны две резко контрастные темы.

Зная содержание трагедии Гёте, можно с определённостью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.

Слушание Первой темы вступления. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.

Слушание Второй темы вступления. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.

Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в сонатном allegro происходит их столкновение и борьба. Причём тематический материал allegro как бы произрастает из тем вступления.

Слушание Главной партии. Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия её постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo. Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой «страданий» народа. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Слушание Побочной партии. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления.

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.

Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Слушание Коды. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.

Значение этой коды равнозначно финалу Пятой симфонии. Она вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободе.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», Пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».

Слушание полной версии увертюры «Эгмонт».

Вопросы:

  1. Перечислите литературные произведения, музыку к которым писал Бетховен.
  2. Сколько увертюр Бетховена вы знаете? Назовите их.
  3. Какие музыкально-театральные произведения Бетховена вы можете назвать?
  4. С каким литературным произведением связано возникновение увертюры «Эгмонт»? О каких исторических событиях здесь идёт речь?
  5. Расскажите о строении увертюры.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (фрагменты):
        Вступление. Первая тема, mp3;
        Вступление. Вторая тема, mp3;
        Главная партия, mp3;
        Побочная партия, mp3;
        Кода, mp3;
    Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (полная версия), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители