Чайковский. Неаполитанская песенка

Чайковский. Неаполитанская песенка

Пётр Ильич Чайковский. Неаполитанская песенка

Рекомендации по исполнению. Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу - полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки - повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, - две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о П. И. Чайковском. Вызвать эмоциональный отклик на танцевальную, яркую, живую музыку. Побуждать к высказываниям об эмоционально-образном содержании пьесы.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, прежде чем сыграть новую пьесу, я расскажу вам о Петре Ильиче Чайковском - великом русском композиторе, создавшем музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, концерты (произведения, где как бы соревнуется один исполнитель с целым оркестром) знают и любят люди разных стран.

П. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека - столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.

П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и часто использовал его в операх и симфониях.

П. Чайковский написал три балета-сказки – «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», сборник «Детские песни». Знаменитый «Детский альбом» (пьесы для фортепиано) он создал под впечатлением «Альбома для юношества» немецкого композитора Р. Шумана, музыку которого очень любил. Мы слушали пьесы Р. Шумана «Смелый наездник» и «Всадник». Некоторые пьесы из «Детского альбома» вы уже знаете.

П. Чайковский много путешествовал и свои впечатления отражал в музыке. Так, в альбом вошли песни и танцы различных стран - итальянская, французская, немецкая песенки, чешская «Полька», польская «Мазурка». Сегодня вы услышите одну из этих пьес - «Неаполитанскую песенку». Неаполь - это город в Италии. В своей пьесе П. Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. Послушайте ее и скажите, какие настроения, чувства передаёт эта музыка (исполняет пьесу).

Д е т и. Музыка весёлая, задорная, танцевальная.

П е д а г о г. Правильно. Пьеса напоминает народный итальянский танец - тарантеллу (от названия города на юге Италии - Таранто). Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный. Послушайте «Неаполитанскую песенку» ещё раз (исполняет ее).

2-е занятие

Программное содержание. Различать тембры народных инструментов, повторяющийся характерный ритм тарантеллы.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте уже знакомую вам пьесу. Вспомните ее название и фамилию автора (исполняет начальный фрагмент).

Д е т и. «Неаполитанская песенка» П. Чайковского.

П е д а г о г. Какой характер музыки, какова она по звучанию?

Д е т и. Весёлая, жизнерадостная, живая, задорная, чёткая, танцевальная.

П е д а г о г. На прошлом занятии я говорила вам, что пьеса напоминает итальянский народный танец - тарантеллу. Какой это танец по характеру?

Д е т и. Он чёткий, задорный, быстрый.

П е д а г о г. Танец часто сопровождается пением. Неслучайно пьеса называется «Неаполитанская песенка». Его играют народные инструменты. В Италии распространён испанский народный инструмент - кастаньеты. Они представляют собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме раковины и связанных шнуром (показывает детям кастаньеты). Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер! Одна пластинка пальцами ударяется о другую и раздаётся щелкающий, яркий звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек.

Народные танцы, имеющие чёткий повторяющийся ритм, в том числе итальянская тарантелла, исполняются в сопровождении не только кастаньет, но и других инструментов. Например, аккомпанемент в пьесе П. Чайковского напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары (исполняет аккомпанемент). А как звучит мелодия, есть ли в ней акценты? (Исполняет фрагмент мелодии.)

Д е т и. Мелодия звучит с акцентами, легко, отрывисто.

П е д а г о г. Акценты звучат после перерыва в мелодии, отрывистого ее звучания и придают музыке характер энергичности, задорности (исполняет фрагмент мелодии повторно). Давайте отметим их хлопками (исполняет первую и вторую части пьесы, дети выполняют задание). Молодцы, во второй части пьесы вы хлопали тише, передавая более нежный, мягкий характер музыки. А каким инструментом можно подчеркнуть звонкое, задорное звучание акцентов?

Д е т и. Бубном.

П е д а г о г. Правильно, он звучит легко и звонко. Послушайте пьесу ещё раз.

3-е занятие

Программное содержание. Различать части пьесы в связи со сменой характера музыки, средства музыкальной выразительности, создающие образ (регистр, динамику, темп).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского и определите, меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса (исполняет ее целиком).

Д е т и. Из трёх.

П е д а г о г. Почему вы определили такое количество частей, как меняется характер музыки?

Д е т и. Сначала музыка звучала не очень быстро, чётко, игриво, в середине она была нежнее, тише, ласковей, а потом - очень быстрая, задорная. В пьесе три части.

П е д а г о г. В пьесе три части, но первая и вторая похожи между собой. От них очень отличается третья, последняя часть. Какой характер первой части? (Исполняет ее.)

Д е т и. Бодрый, задорный, важный, гордый.

П е д а г о г. Правильно, она звучит даже с некоторой торжественностью, подтянуто, гордо, изящно. А вторая часть? (Исполняет ее.)

Д е т и. Тише, мягче, светлее, не так отрывисто.

П е д а г о г. Аккомпанемент в начале второй части звучит выше, мягче, не так торжественно, как в первой (исполняет отдельно фрагменты аккомпанемента). А чем отличается третья часть? (Исполняет ее.)

Д е т и. Она очень быстрая, громкая, весёлая, задорная.

П е д а г о г. Правильно, она исполняется с блеском, ярко, с разгорающимся задором. Темп убыстряется. Все закружилось, замелькало в танце. Музыка звучит красочно, стремительно, живо, в вихревом движении. Послушайте всю пьесу (исполняет ее). А теперь давайте сравним «Неаполитанскую песенку» с другой итальянской мелодией из «Детского альбома» П. Чайковского, которая называется «Итальянская песенка». Обе мелодии П. Чайковский услышал в Италии и записал их. Чем отличаются эти пьесы, и чем они похожи? (Исполняет «Итальянскую песенку».)

Д е т и. «Итальянская песенка» более плавная, нежная.

П е д а г о г. Есть ли в ней характер танцевальности? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Да, она похожа на вальс.

П е д а г о г. Правильно. Обе пьесы танцевального характера, но они разные: «Неаполитанская песенка» похожа на яркую тарантеллу, а «Итальянская песенка» более плавная, покачивающаяся, имеет черты вальсовости. Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, но разным характером танцевальности. Определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (акценты, динамику, артикуляцию).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте отрывки двух знакомых вам пьес и вспомните их названия (исполняет фрагменты).

Д е т и. «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка» П. Чайковского.

П е д а г о г. Что их различает, какой характер каждой пьесы?

(Исполняет их целиком.)

Д е т и. «Неаполитанская песенка» - живая, яркая, игривая, задорная, гордая, отрывистая, а «Итальянская песенка» - тихая, плавная, мягкая, Похожа на вальс.

П е д а г о г. Правильно, мы говорили о том, что «Неаполитанская песенка» похожа на искристую, радостную, зажигательную тарантеллу, а «Итальянская песенка» - на плавный, нежный вальс. Но в обычном вальсе акцент всегда приходится на первую долю (исполняет фрагмент вальса П. Чайковского), а здесь на вторую и звучит внезапно (исполняет фрагмент). Мелодия не только плавная, но и отчётливая, отрывистая, прерывается неожиданными акцентами. Они характерны для темпераментной, задорной, игривой итальянской народной музыки.

Мы с вами уже встречались с похожими акцентами в мелодии после отрывистого ее звучания (исполняет фрагмент «Неаполитанской песенки»). Они присутствуют и в мягкой, нежной мелодии «Итальянской песенки», придавая ей отчётливость звучания, игривость. Какими инструментами можно подчеркнуть эти акценты?

Д е т и. Бубном. Он звучит звонко и легко.

П е д а г о г. Давайте сначала отметим акценты хлопками (исполняет первую часть, дети выполняют задание). А теперь сыграем вместе отрывки из «Неаполитанской песенки» и «Итальянской песенки» (даёт детям 1-2 бубна, играет фрагменты произведений вместе с ними). Звучание каких ещё народных инструментов можно услышать в «Итальянской песенке»? (Исполняет отдельно аккомпанемент.)

Д е т и. Гитары.

П е д а г о г. Правильно, аккомпанемент напоминает отрывистый перезвон гитары. Во второй части пьесы мелодия иногда звучит остро, отрывисто, чётко (исполняет 26-27-й такты). Какой инструмент может ее сопровождать?

Д е т и. Кастаньеты.

П е д а г о г. Правильно (выстукивает ритмический рисунок мелодии на кастаньетах). Несмотря на разный характер «Неаполитанской песенки» и «Итальянской песенки» («Итальянская песенка» более мягкая, напоминающая вальс, а «Неаполитанская песенка» - более живая, яркая, напоминающая тарантеллу), мы нашли с вами некоторые черты, объединяющие пьесы.

Это внезапные, звонкие акценты после отрывистого звучания мелодии (исполняет фрагменты), чёткий ритм (исполняет фрагменты), подражание звучанию народных инструментов - кастаньет, бубна, гитары. Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Итальянская песенка (2 варианта: в исп. Веры Горностаевой и Елены Филоновой), mp3;
    Чайковский. Неаполитанская песенка (3 варианта: в исп. Веры Горностаевой, Елены Филоновой и Большого Детского Хора), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители