Фридерик Шопен. Вальсы

Фридерик Шопен. Вальсы

Творчество Шопена - особое явление романтического искусства. Классическая ясность языка, лаконичность выражения, мудрая продуманность формы составляют неотъемлемые качества шопеновской музыки. Ему органически чужды романтические крайности, преувеличенность чувств, часто приводящие к ложному пафосу или излишнему многословию, расплывчатости. Романтическая свобода высказываний, импровизационность изложения всегда корректируются строгим логическим мышлением, организующим весь материал в отточенные, стройные формы, где каждая деталь, каждое построение находится в точных пропорциональных соотношениях с другими, в подчинении и зависимости от целого. Эти черты искусства Шопена придают его произведениям красоту, равную самым великим и совершенным творениям Моцарта, Бетховена, Глинки.

В творчестве Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра стушёвываются. Поэтическое претворение получает самый ритм вальса, его кружащееся движение - то скользящее, воздушное, то вихревое, полётное. Вальсы Шопена, подобно его этюдам, перерастают в концертные пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и блестящие, в которых мастерски использован весь арсенал современной техники и виртуозного пианизма.

Вальсы Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и средствам выражения. Среди них встречаются мечтательные, с поющей, широкого дыхания мелодией, как, например, a-moll, ор. 34 или f-moll, ор. 69; есть вальсы эстрадно-виртуозного типа, эффектные, темпераментные, как «большой блестящий вальс» Еs-dur, ор. 18 или As-dur, ор. 42. Вальс cis-moll, ор. 64 раскрывает тонкую поэзию скорбно-меланхолических образов Шопена. Поэзия вальсовой стихии, поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы развития этого жанра, который всесторонне разрабатывали Лист, Верди, Чайковский, Глазунов, Скрябин, советские композиторы.

Вальсы Шопена

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…

(Марсель Пруст)

Вальс - столь популярный танец, что рассказывать о нём ещё раз нет смысла. Надо только отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.

Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы ещё были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьёзную музыку: вальс становится частью симфонии, появляются концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме.

В творчестве Шопена вальсы тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приёмы пианизма.

Вальсы Шопена разделяются на две основные группы. Одна из групп - полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала. Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.

Вальс ля-бемоль мажор. Op. 69 № 1

…Прошли счастливые дни свидания с родителями. Фридерик должен вернуться в Париж. По дороге он, как когда-то, остановился в Дрездене. И тут произошла новая неожиданная встреча - с лицейским другом Водзиньским. Шопен с радостью принял приглашение посетить Водзиньских. Семья встретила его очень ласково. Он же с удивлением увидел, что сестра его друга, которую он помнил неуклюжей одиннадцатилетней девочкой, превратилась в юную прекрасную лань. Быть может, эта встреча заставила Фридерика задержаться в Дрездене. Давно уже его сердце не знало такого волнения. Прелестная Мария Водзиньская вызвала в его душе забытые чувства. Свою нежность и восхищение он выразил в строчках ля бемоль мажорного вальса, записанного им на нотном листе и подаренного Марии; в ответ он получил розу.

Образ Марии Водзиньской не покидает Фридерика. Узнав, что летом 1836 года семья Водзиньских будет в Мариенбаде, Шопен едет туда и затем вместе с ними переезжает в Дрезден (где он и сделал Марии предложение).

Каким счастьем было согласие Марии стать его женой!

Правда, окончательное решение зависело от её родителей. Скажем сразу, что бракосочетание так и не состоялось. Разлука, незнатное происхождение Шопена, а, быть может, и его хрупкое здоровье были причиной постепенного охлаждения интереса Водзиньских к Фридерику; а затем и окончательного разрыва с ним. Потомкам трудно судить о том, насколько тяжело переживал Шопен этот разрыв, ведь он был очень сдержанным человеком. Однако известно, что после его смерти нашли пачку писем, перевязанную лентой, и засохшую розу. Сверху было написано: «Моё горе». Это были письма Марии Водзиньской и роза, которую она подарила когда-то Шопену в ответ на посвящённый вальс.

Этот печальный вальс многие называют «Прощальным вальсом».

Вальс до-диез минор. Ор. 64 № 2

Один из поздних вальсов - знаменитый элегический Седьмой до-диез минорный. Есть предположение, что этот вальс тоже был навеян мыслями о Марии Водзиньской.

Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой. Форма здесь оригинальна. Её можно определить, как трёхчастную с припевом; появляясь трижды, припев придаёт форме черты рондо.

Спокойное грациозное начало сменяет лиричная средняя часть, очень близкая по настроению к ноктюрну. Этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся и весёлые вальсы Шопена

Как и мазурки, полонезы и вальсы Шопена - концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев. Тем не менее на музыку Вальса до-диез минор теперь нередко ставятся балетные миниатюры - поэтичные лирические хореографические сценки, исполняемые балериной и танцовщиком. Переложение этой пьесы для оркестра А. К. Глазунов включил в балет «Шопениана».

Вальс ре-бемоль мажор. Ор. 64 № 1 построен на повторяющемся спиралеобразном движении дробных звуков. Возможно, таким образом, Шопен пытался имитировать любимую игру собачки Жорж Санд - погоню за собственным хвостом. Потому его и называют «Собачьим вальсом».

Есть у него и другое название - «Вальс - минутка». Пианисты-виртуозы всего мира стремятся исполнить его именно за одну минуту, а то и быстрее.

Шопен. Вальс си минор. Op. 69 №  2

К жанру вальса Шопен обращался на протяжении всей жизни. В 1829 году, влюблённый в Констанцию Гладковскую, он написал изысканный «вальсик», по его определению, в две страницы, ре бемоль мажор. И тут же прибавил к нему ещё три: си минорный, поэтичный и грустный; ми минорный, сочетающий лёгкость, грациозность со страстной порывистостью, и, наконец, ми бемоль мажорный, виртуозный концертный вальс. Его Шопен окончательно завершил уже в Париже и назвал «Большим блестящим вальсом».

Шопен. Вальс ля минор. Op. 34 № 2

Среди его парижских вальсов - печальный и медленный до минорный, Шестой ре бемоль мажорный, в котором изящное кружение создаёт стремительную полетность. Вальсы появлялись в творчестве композитора и позднее, часто превращаясь в напевные лирические пьесы. Таков ля минорный вальс. Написанный в первый парижский год, он пронизан грустью и воспоминаниями. Наверно, это воспоминания о Родине.

Шопен. Вальс ми минор. Op. posth

Вальс фа минор соч. 70 № 2 - спокойный и меланхоличный. Вальс ми минор (издан посмертно) № 14, навеянный, скорее всего, первым приездом Шопена в Париж, носит изысканный аристократический характер.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Шопен. Вальс до-диез минор. Op. 64 № 2, mp3;
    Шопен. Вальс ля минор. Op. 34 № 2, mp3;
    Шопен. Вальс ля-бемоль мажор. Op. 69 № 1, mp3;
    Шопен. Вальс ми минор. Op. posth, mp3;
    Шопен. Вальс ре-бемоль мажор. Op. 64 № 1, mp3;
    Шопен. Вальс си минор. Op. 69 № 2, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители