Из чего состоит опера

Из чего состоит опера

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 18

Тема: Из чего состоит опера.

Цели урока:

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Материалы к уроку: таблички, с наименованиями отделов, портреты композиторов, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Парты соединены по две и составлены так, чтобы дети, рассевшись вокруг них, образовали восемь групп. На каждом получившемся столике стоят красиво оформленные таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперной арии», «Отдел оперного ансамбля», «Отдел оперного речитатива», «Отдел оперного хора», «Отдел оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор». Учитель предлагает объединиться с детьми соседней парты в общую группу.

Запись на доске:

«Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт – они кипят,
Они текут, они горят».
                   (А. С. Пушкин)

- Прочитайте эпиграф к уроку.  Он приглашает нас в оперу. Итак...

Звучит  Финал увертюры Джоакино Россини из оперы «Вильгельм Телль».

Сообщение темы урока:

- Тема нашего урока - «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

Работа по теме урока:

- Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных оперных Отделах. Представитель каждого отдела, либо все, расскажут нам о деятельности каждого Отдела.

Сейчас я раздам вам некоторую информацию, кое-что вы почерпнете из учебников, кое-что из собственного опыта.

Учащимся раздаются печатные тексты. На ознакомление даётся семь минут.

- Начнём работу. Чем же занимается «Отдел оперного либретто»? Вам слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка. Либреттист - тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно сказать - оперный поэт, оперный писатель.)

Далее учащиеся показывают небольшую инсценировку.

- Разрешите почитать!

- Не для чтения я пишу.

- Тогда сами почитайте вслух.

- И декламировать не буду. Если хотите знать, я специально пересочиняю пьесы, романы, сказки и собственные истории придумываю, чтобы их не читали ни вслух, ни про себя.

- Для чего же это делается?

-  Для пения. Композитор сочиняет музыку на текст оперного либретто, а певцы её распевают.

- Идём к певцам. Что же делает этот Отдел? И что такое ария? Пожалуйста, вам слово! (В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да так, будто сил больше нет таить, что на душе творится. Пусть все замрут и слушают! А что именно душа показывает - это зависит от того, какая роль герою или героине уготована: благородно негодовать или клясться в любви, веселиться или грустить.

Слово ария у итальянцев сразу и песня, и воздух. Самое важное в пении, считают итальянцы, владеть, управлять дыханием. Именно в итальянской опере родилось искусство бельканто (прекрасное пение). В оперном деле кроме слова ария есть ещё каватины, монологи - они более развернутые, более протяжённые, чем ариетта – маленькая ария, ариозо - в духе, в характере, в манере арии.)

Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова - «Сцену таяния Снегурочки».

Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства, который проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего рассвета. Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки: «Люблю и таю».

Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». 4 действие (фрагмент).

Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово ансамбль - значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой-то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте-ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в жизни. А в опере - одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.)

Опера «Князь Игорь» А. Бородина рассказывает о походе князя Игоря Святославовича в 1185 году против степных половцев. Половцы совершали неожиданные набеги на мирные русские города и сёла, сжигали дома, поля уводили в плен людей. Войско Князя Игоря было разгромлено. Князь Игорь  с сыном Владимиром попали в плен.

Князь Игорь решается на побег. Кони готовы, Игорь и его сын Владимир могут бежать. Но их подслушивает дочь хана Кончака. Она сзывает половцев. Удаётся бежать только Игорю, Владимир же остаётся в плену у влюблённой половчанки.

Побег Игоря вызывает у хана одобрение: «Вот молодец! Не даром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать.

Слушание: Трио «Владимир! Ужель всё это правда?» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» (фрагмент).

Хорошо, дальше у нас идёт Отдел оперного речитатива. О чём нам расскажут здесь? (В этом отделе герои оперы тоже собрались вместе. Только поют уже не одновременно, а по очереди, как в жизни принято разговаривать.

Речитатив - в переводе декламация, чтение вслух. Но в оперном речитативе герои разговаривают по-оперному, нараспев. В речитативе, в отличие от оперной арии и оперного ансамбля, нет больших красивых закругленных мелодий. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы - реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.)

А теперь вспомните, что поёт Иван Сусанин перед началом своей арии «Ты взойдёшь, моя заря». «Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг исполнил я». Отрывочные, короткие фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию – речитатив, в опере оно имеет особое значение. Именно в речитативах происходит развитие действия. Ведь во время исполнения арии на сцене ничего важного не происходит: действие останавливается. А вот в речитативе даётся толчок к последующему развитию.

Оперы без речитатива не бывает. Зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Слушание: Глинка. Речитатив Сусанина «Чуют Правду» из оперы «Жизнь за царя» (фрагмент).

Идём далее. Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже говорили. (Арии, ансамбли, речитативы в опере - это для главных героев. Главные имеют в опере собственные имена. Часто по имени самых главных героев называются оперы: «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Князь Игорь» и т. д. Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у них собирательные: войско, крестьяне, народ или какие-нибудь другие. Собирательный, многоликий, многоголосый герой в опере поёт хором. Хор может быть с главными героями в полном согласии, а может вступать в конфликты.)

В основу персидского хора прекрасных сказочных дев М. Глинка положил народную мелодию, широко распространённую у многих восточных народов. Известна она и в Иране (по-старому в Персии). Отсюда и название хора – персидский. Мелодия светлая, плавно ниспадающая, с мерным спокойным покачиванием -  оказывает таинственно-чарующее воздействие на слушателей.

Слушание: М. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». 3 действие (фрагмент).

Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой ямой называется площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли не самый многочисленный отдел - Оперный оркестр. (Наверху, на оперной сцене, герой может в одиночестве душу изливать, а внизу в оркестровой яме, в это время десятки музыкантов на инструментах играют. Наверху, на сцене, действие какое-то разворачивается у всех на виду в лучах света, бывает с пушками, с пожарами, бывает даже и живая лошадь появится, певцы-артисты наряжены, как оперные события требуют.

А внизу, в оркестровой яме, музыканты, скрытые от глаз в полумраке, на стульях сидят с инструментами в руках и все в строгих костюмах. Один дирижёр над оркестром возвышается. Дирижёр держит в своих руках все невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта. Он руками из этих невидимых нитей всякие замысловатые фигуры плетёт, чтобы соединить старания всех многочисленных участников оперного спектакля.

Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А ещё оперный оркестр звуками картины рисует: битву, бурю у моря или что-нибудь другое, они называются симфоническими картинами. Также оркестр выполняет особое задание: он играет увертюру к опере, чтобы заранее всех настроить на нужную волну.)

Инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры: обогащая и облагораживая сочинение, благодаря которому они возникли, они способны жить самостоятельной    жизнью и нередко звучат как отдельные произведения.

К одному из таких примеров относится знаменитая «Мелодия» Кристофера Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», которую в контексте называют «Жалобой Эвридики». Опера повествует о мифическом певце Орфее, божественное пение которого подчиняло силы природы, и о его жене - юной нимфе Эвридике.

Эвридика, укушенная змеёй, умирает и попадает в царство мёртвых. «Жалоба Эвридики» - музыка, передающая печаль её разлуки с жизнью, природой, возлюбленным. Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё называют «арией без слов».

Слушание: К. Глюк. «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (фрагмент).

- Как звучит эта музыка? (Музыка звучала очень нежно, изящно, красиво.)

Не менее значительны в опере и изобразительные свойства музыки. Иногда в развитие оперы включаются чисто оркестровые эпизоды, рисующие яркие и впечатляющие картины происходящих событий. Так, например, знаменитая оркестровая картина из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» изображает не только сцену битвы, но своей потрясающей выразительностью вызывает буквально зрительные ассоциации. В музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей собственной темой. В процессе развития тема, связанная с нашествием врагов, звучит все более жёстко, переплетаясь с темой противостоящих сил. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится очевидной ее трагическая развязка.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 3 действие (фрагмент).

- Что вы скажете об этом произведении? (В музыке чётко слышно, как сходятся борющиеся силы, у каждой из них своя собственная тема, тема врага звучит более жёстко, борьба продолжается вплоть до трагической развязки.)

Следующий отдел, вам слово. (Наши отделы здесь объединены за одним столом, но вообще-то, они совсем разные. Отдел балета - если по ходу действия оперы требуются танцы, чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.

А я представляю Отдел оперной постановки, здесь, как в любом театре, художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью.)

И, конечно, главное лицо в оперном деле - композитор. (Он сочиняет музыку, а  музыка в музыкальном деле всему начало и всему конец. Недаром имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.)

Итог урока.

Каждая опера - это целый мир сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, гармонии и оркестровки, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании: «Сколько на свете сюжетов, столько должно быть и самостоятельных оперных форм».

В операх представлено все существующее жанровое многообразие литературы: произведения великих поэтов и писателей, а также памятники фольклора - былины, предания, сказки. Благодаря опере каждый из литературных источников получает новую жизнь, обогащается музыкальными звучаниями, становится ближе и понятнее слушателям.

Многие памятники древней литературы возродились в опере - как, например, «Слово о полку Игореве», которое благодаря таланту и мастерству А. Бородина приобрело живые и человеческие интонации, стало поистине современным произведением. А сколь многие страницы истории России открылись нам заново в потрясающей по художественной силе музыкальной трактовке М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова! История в их операх предстаёт не просто как летопись событий, но как глубинное ощущение трагизма и иронии, сложности национального характера и величия человеческого духа. Может быть, такое глубоко эмоциональное, психологическое понимание своей страны является более важным для участия в ее судьбе, чем просто знание вех, дат и имён.

Жизнь неумолимо движется вперёд, появляются новые ценности - а с ними и сюжеты, и герои, и поступки. Как порой трудно разобраться в их хитросплетениях, отделить истинное от ложного! Произведения искусства, заключающие в себе самые поучительные идеи исторических и народных преданий, духовной жизни, рассказывающие о них с огромной поэтической, философской, эмоциональной убедительностью, - наши вечные спутники, собеседники, наставники.

Вопросы и задания:

  1. Почему опера относится к синтетическим видам искусства?
  2. Назовите известные вам виды опер.
  3. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных сочинений?
  4. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте эскиз декораций к фрагментам известных вам оперных произведений.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 16 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бородин. Трио «Владимир! Ужель всё это правда» из оперы «Князь Игорь», mp3;
    Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила», 3 действие (фрагмент), mp3;
    Глинка. Речитатив Сусанина «Чуют правду» из оперы «Жизнь за царя», mp3;
    Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
    Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 3 действие (фрагмент), mp3;
    Римский-Корсаков. «Сцена таяния Снегурочки» из оперы «Снегурочка», 4 действие (фрагмент), mp3;
    Россини. Финал увертюры из оперы «Вильгельм Телль», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители