Мусоргский. «В углу» из вокального цикла «Детская»

Мусоргский. «В углу» из вокального цикла «Детская»

Мусоргский. «В углу» из вокального цикла «Детская»

Модест Петрович Мусоргский - русский композитор XIX века, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина», фортепианного цикла «Картинки с выставки», песен и романсов – был великим мастером речитатива.

Слово «речитатив» происходит от итальянского «recitare», что значит «декламировать». Речитатив - это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи. Речитатив используется в тех романсах. где важно донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев.

Мусоргский чутко вслушивался в интонации разговорной речи и затем воплощал их в своих произведениях - и в этом он продолжал дело своего старшего современника А. С. Даргомыжского. Поразительная наблюдательность Мусоргского проявилась при создании вокального цикла «Детская» на собственные слова (1868 - 1870). Эти прелестные романсы-сценки (всего их пять) - плод дружеского общения композитора с детьми семейства В. В. Стасова, друга Мусоргского, русского критика.

С нежностью и юмором он нарисовал детские музыкальные портреты, сценки из детской жизни.

В романсе «В углу» изображены два персонажа: няня и мальчик Мишенька (так он сам себя величает). Здесь благодаря речитативу музыкальный язык настолько яркий и выразительный, что мы не только слышим, но и можем легко представить себе няню и напроказившего мальчика, старающегося правдами и неправдами избежать наказания. Музыка делает явным то, что иногда ускользает в разговорной речи: искренность и притворство слов и настроений.

Романс начинается стремительным гаммообразным пассажем фортепиано, после которого звучит гневный возглас няни: «Ах ты, проказник! Клубок размотал, прутки растерял!» Из таких восклицательных фраз состоит вся речь няни.

По мере того как усиливается гнев няни, меняются и интонации вокальной мелодии. Если в первых фразах преобладают консонансы (терции и сексты), то в кульминационных фразах появляются резкие диссонансы - септимы. Они звучат в грозном приказе няни, который от ярости она произносит по складам: «В угол! В угол! Пошёл в угол!» 

Но гнев няни быстро тает. На словах она ещё ругает мальчика, а спокойная интонация малой секунды выражает её истинное состояние. Она больше не сердится, и гнев её наигранный: «Проказник!»

В речитативе няни выразительны две особенности: начала фраз с акцента и паузы. Акценты передают сердитые восклицания «Ах!», «Ахти!» Фразы няни коротки и прерывисты, поэтому паузы не только играют роль «запятых» между ними, но и становятся важным выразительным средством, подчёркивая то или иное слово.

Вслушиваясь в вокальную партию, невольно воображаешь себе сценку: няня оглядывает комнату, всплёскивает руками, обнаруживая всё новые приметы беспорядка, учинённого любимцем Мишенькой. Всю нянину речь сопровождает «бурлящий» фортепианный аккомпанемент, в котором - и её настроение, и картина беспорядка.

Когда няня наконец замолчала и успокоилась, началась «оправдательная речь» Мишеньки. Увлекательное занятие - проследить все интонационные изгибы речи маленького хитреца. Вслушайтесь в речь мальчика. Он вам никого не напоминает? Какая богатая гамма чувств выражена в страничке нотного текста! Сначала его трогательные фразы пронизаны интонациями жалобы, страдания. Они звучат и в вокальной, и в фортепианной партии: «Я ничего не сделал, нянюшка…»

Малыш обижен «несправедливыми» упрёками. Он спешит оправдаться, придумать поскорее, на кого бы свалить вину. В паузах слышны и лихорадочная «работа мысли», и в то же время неуверенность: хороша ли, убедительна ли его выдумка? Ах, эти предательские паузы! «Клубочек размотал котёночек, и пруточки разбросал котёночек…»

Но выдумка не помогла. Разжалобить няню не удалось. И тогда Мишенька начинает её ругать, а себя хвалить. В его музыке появляются ласковые интонации колыбельной. Они звучат в мажоре, впервые появившемся в вокальной и фортепианной партиях. Этот песенный «островок» в окружении речитатива звучит с особенной теплотой и нежностью.

Но няня всё равно молчит. И тогда малышу остаётся последнее средство - припугнуть няню. Он придумывает для неё самое страшное наказание на свете: «Миша больше не будет любить свою нянюшку».

Здесь снова возвращается речитатив. Теперь мальчуган поёт резко, отрывисто, дразня няню, и напоследок восклицает: «Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!»

Вопросы и задания:

  1. Что такое романс?
  2. Почему в романсе Мусоргского «В углу» из цикла «Детская» избран речитативный стиль?
  3. Расскажите, в какой момент и почему в романсе появляется песенность.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Мусоргский. «В углу» из вокального цикла «Детская» (фрагменты и полностью), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители