Музыка объединяет людей

Музыка объединяет людей

Музыка объединяет людей

Содержание:

  1. Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы).
  2. Преобразующее воздействие музыки (на примере оды древнегреческого поэта Пиндара).
  3. Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Музыкальный материал:

  1. Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание);
  2. Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
  4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
  5. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).

Что-то в музыке…
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Что-то смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Что-то самое значительное –
Человечность и доброта.

В.  Боков

Сила музыки, о которой мы говорили на прошлом уроке, далеко не всегда разрушительна. Гораздо чаще она направлена на созидание.

Настоящая музыка окрыляет; человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит меня в какое-то другое, не своё положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу».

Не случайно повествований о созидательной (созидательный – создающий что-нибудь) силе музыки гораздо больше, чем о разрушительной. Мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы.

Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара.

«Золотая лира, совместное достояние Аполлона и тёмно-кудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества; твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На 3евсовом скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову черным облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая его вежды (веки). Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес, далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью: вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств».

Волшебные инструменты, заставляющие подчиниться звукам музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями» многих сказок различных народов мира. О состязаниях певцов слагаются легенды.

Сюжет основан на древнегреческом мифе. Царь Фригии Мидас был судьёй на музыкальном состязании бога Аполлона и Пана (в ином варианте - Марсия). В ходе состязания Аполлон прибег к нечестному приёму - он перевернул свою лиру и играл на ней в таком непривычном положении. Пан попытался сделать то же самое со своей флейтой и не смог извлечь ни одного звука. В результате победителем оказался Аполлон. Царь Мидас опрометчиво присудил, учитывая малопривлекательный поступок Аполлона, первенство Пану, за что Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые тот был вынужден всю жизнь прятать под фригийским колпаком (отсюда выражение: «ослиные уши Мидаса»).

Из всего этого множества вымышленных и правдивых историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.

Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как когда-то потерпели поражение сладкоголосые сирены, погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их собственная.

Это противостояние светлых и темных сил вечно, подобно вечности самого искусства. И когда мы слушаем мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или концерты Рахманинова, то находим там ту же вечную проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они появились в этом мире.

Какой ответ даёт нам музыка?

Слушая её великие произведения, в какие бы глубины печали, скорби и борьбы они нас ни погружали, мы всегда чувствуем главную направленность её устремления: только ввысь, только к свету.

И вот из самой бездны скорби
Бетховен задумал восславить Радость.

Р. Роллан

Послушайте грандиозный финал последней, девятой симфонии Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всём мире.  

Это величайший итог духовного восхождения, воздвижение величественного музыкального храма, в котором идея человечества и человечности достигла поистине грандиозного масштаба. Не случайно в финале симфонии звучат голоса солиста, ансамбля и хора, сообщающие гениально простой «теме радости» силу и мощь людского единения.

История мировой музыки знает немало великих композиторов, творчество которых пережило века, но лишь одного Бетховена люди назвали ТИТАНОМ. Это был не только титан-художник, но и титан-человек, потому что в искусстве, как и в жизни, он преодолевал предрассудки своего времени, поддерживал стремление к свободе народов, просыпавшихся от долгого сна, в который их погрузила история, достойно устранял все препятствия, встававшие у него на пути, и возносился выше всех горестей, которые сопровождали его до последнего часа жизни.
Людвиг ван Бетховен родился в канун славной эпохи, когда Европу, охватила новая идея - идея свержения феодального строя. Эта идея была своего рода ферментом, будившим в народах новые силы и энергию. Художник, умевший возбуждать и вдохновлять души, ставший отголоском бурных событий своего времени, Бетховен считается музыкантом-революционером. И в этом есть глубокая истина, ибо великий композитор раньше других понял, что для того, чтобы человек мог свободно выражать свои мысли и высвобождать зреющие в нём силы для создания нового, свободного и справедливого мира, следует разрушить многочисленные барьеры, разбить множество цепей и распахнуть как можно больше окон - чтобы свет, свежий воздух и счастье вошли даже в самые бедные дома.
Вот о чём говорил Бетховен в своей музыке; он считал, что «искусство - это республика, в которой каждый обязан совершить всё добро, на которое он способен, даже в самых суровых условиях».
Условия, в которых жил Бетховен и в которых он создавал свои замечательные произведения, были поистине суровыми. Он родился в бедной, терзаемой страшной нуждой семье и с большим трудом добился права изучать музыку и зарабатывать себе на хлеб. Самое близкое существо – родной племянник, в которого он вложил столько надежд, разочаровал его своим поведением, а в конце жизни его ждал самый страшный удар, который может постичь музыканта: потеря слуха.
Месяцами и годами он лечился у равных врачей в надежде восстановить слух, но чем чаще становились визиты к знаменитостям, тем суровее звучал приговор.
Любой другой человек пал бы под тяжестью такого несчастья, но Бетховен как подлинный титан преодолел свою боль и отчаяние. «Я хочу научиться мужеству терпения, - записал он в своей тетради. - Если моё тело связано, дух должен победить. То, чего я не могу услышать ухом, должно угадать моё сердце. Я разобью кандалы, которые надела на меня судьба; я хочу петь, петь для всех. О, человек! помоги себе сам, раз тебе дана сила сделать это!»
И титан победил, создав бессмертные произведения, мелодии которых и поныне звучат во всём мире как призыв к вере в человека, к борьбе со злом и братству всех людей.
Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в своей гениальной музыке. Как будто человечество вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой симфонии. Для этого композитору оказалось мало средств только музыки. Он ввёл в симфонию слово - оду Шиллера «К радости».

Ода к Радости (фрагмент)

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.

Хор

Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, -
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, -
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!

Может быть, в способности наделять людей этой силой, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству и состоит главное значение музыки, всегда идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому сердцу.

Вопросы и задания:

  1. Известны ли вам какие-либо сказки, предания или рассказы о волшебной силе музыки? Расскажите.
  2. Как вы понимаете смысл мифа о строительстве города Фивы?
  3. В чём вы видите силу двух разных произведений – Симфонии № 9 Л. Бетховена и ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси?
  4. Назовите несколько различных по характеру музыкальных произведений. Попробуйте дать им определения: «Торжественное», «Задумчивое», «Весёлое», «Капризное» и т. д.
  5. Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка объединяет людей? 


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Симфония № 9 (IV часть), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители