Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Длительности

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Длительности

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки

Длительности

В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.

Кто ещё стучится в дверь?
- Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ёжик
Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!

Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.

Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

 

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка веселых, нарядных ребятишек в красивом зеленом парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором живет Баба-яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках…

Это картинки с выставки. «Картинки», которые можно не только увидеть, но и услышать.

Нарисовал их в прошлом веке молодой талантливый архитектор Гартман, а звучать их заставил Модест Мусоргский — гениальный русский композитор.

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора. Памяти Гартмана и посвятил Модест Мусоргский свою фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себя—проходящим от одной картинки к другой.

Модест Петрович Мусоргский родился и жил около 150 лет тому назад. Уже в 7 – 9 лет Мусоргский научился играть на фортепиано достаточно сложные пьесы, например целые фортепианные концерты. В детстве композитор любил слушать волшебные сказки, и это потом помогло ему при создании музыкальных произведений для детей. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным, но он очень старательно занимался музыкой и стал одним из самых известных композиторов в мире.

Послушайте две пьесы М. П. Мусоргского из этого цикла «Картинки с выставки»: «Лимож. Рынок»   «Катакомбы».

«Лимож. Рынок» 

На одном из рисунков изображен рынок в старинном французском городе Лиможе. В маленьких городках рынок не только место оживленных торгов, здесь горожане обсуждают важнейшие местные события, судачат, беседуют с друзьями. Композитор дал пьесе название: «Лимож. Рынок» - и подзаголовок: «Большая новость».

Мусоргский по-своему «озвучил» рисунок Гартмана. Всю разноголосицу рыночной толпы: неумолкающую болтовню торговок, обрывки разговоров, спор кумушек, внетерпении перебивающих друг друга, - он превратил в оживленный звуковой поток. Вот кумушки тараторят, а затем перебивают друг друга:

«Катакомбы»

Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это «Катакомбы». Очень медленная, сосредоточенная, полная мрачного раздумья музыка воссоздаёт перед нами суровую и таинственную картину древнего подземелья.

Вопросы:
Какие длительности – долгие или короткие – использовал композитор М. Мусоргский в пьесе «Лимож. Рынок»? Подумайте, почему?
Почему пьеса «Катакомбы» записана долгими длительностями?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Мусоргский. Картинки с выставки. Катакомбы (в фортепианном и симфоническом исполнении), mp3;
    Мусоргский. Картинки с выставки. Лиможский рынок (в фортепианном и симфоническом исполнении), mp3;
3. Сопровождающий материал, docx.

Композиторы и исполнители