Музыкальная сцена сегодня

Музыкальная сцена сегодня

Музыкальная сцена сегодня

Быть может именно сейчас возникают миры, соответствующие эстетическому восприятию современного человека.

(С. Е. Лец, писатель)

За многовековую историю своего существования музыке довелось звучать на самых разных сценах. Далеко не всегда это был специально построенный концертный зал, предназначенный для исполнения академического репертуара. Например, среди первых помещений, где проводились концерты, были городские театры, предоставлявшие свои сцены в свободное от спектаклей время. Также популярны были частные дома, ратуши, гостиницы, казино, торговые склады и городские парковые зоны.

Михаил Зичи. Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II (1856 год)

Франческо Гварди. Парадный концерт в Венеции (1782 год)

Не следует, впрочем, думать, что в наше время концерт стал более строгим жанром, что его предметом является исключительно музыка. В рамках концертов можно наблюдать, например, оригинальные световые решения, нередко представляющие самостоятельные художественные композиции, или «нарезку» из музыкальных, разговорных, танцевальных и акробатических номеров. Всё это доказывает, что концерт в значительной степени остаётся синтетическим жанром, способным приспосабливаться к различным условиям и вкусам.

Место, где проводится концерт, оказывает непосредственное влияние на его характер. Всё, что предназначено для публичного исполнения - музыка, танец и даже стихи, - точно отражает особенности масштабов помещения, его акустики, интерьера и т. д. Очень важен также и состав аудитории. В истории было немало примеров того, как в зависимости от интерпретации могло изменяться само искусство.

Ярким примером может служить творчество В. Маяковского. Расцвет его поэзии совпал со временем, когда шло стремительное обновление языка, когда в стихи проникали разговорная интонация, просторечие, жаргонизмы и т. д. В. Маяковский, нередко выступавший с чтением собственных стихов, не мог не учитывать звуковую сторону поэзии, направленную на непосредственное слуховое восприятие. Об этом он прямо говорит в своей статье «Как делать стихи».

«Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращён. В особенности важно это сейчас, когда главный способ общения с массой - это эстрада, голос, непосредственная речь. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую. Большинство моих вещей построено на разговорной интонации. Но, несмотря на обдуманность, и эти интонации не строго-настрого установленная вещь, а обращения сплошь да рядом меняются мной при чтении в зависимости от состава аудитории. Так, например, печатный текст говорит немного безразлично в расчёте на квалифицированного читателя:

Надо вырвать радость у грядущих дней.

Иногда в эстрадном чтении я усиливаю эту строку до крика:

Лозунг: вырви радость у грядущих дней!

Поэтому не стоит удивляться, если будет кем-нибудь и в напечатанном виде дано стихотворение с аранжировкой его на несколько различных настроений, с особыми выражениями на каждый случай».

Диего Веласкес. Менины (1656 год)

Пабло Пикассо. Отражения - Метаморфозы. По Веласкесу. Менины (1957 год)

Прослушивание
Арво Пярт. Коллаж на тему В-А-С-Н. Токката

Прослушивание
Арво Пярт. Коллаж на тему В-А-С-Н. Сарабанда

Прослушивание
Арво Пярт. Коллаж на тему В-А-С-Н. Ричеркар

Особенности помещения или состава слушательской аудитории проявляют себя даже в тех случаях, когда автор их вовсе не учитывал. Убедительным примером может служить, в частности, ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», в рамках которого музыка исполняется в помещениях Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ). Обстановка музея располагает к восприятию музыки в тесной связи с изобразительным искусством, а также литературой: об этом свидетельствуют и темы, которым посвящается каждый новый фестиваль.

Вот лишь несколько примеров: «Русские художники и музыка» (1981), «Чайковский, Левитан» (1986), «Художник читает Библию» (1994), «Поэзии магический кристалл...» (1998), «Зримая музыка» (2000), «Образы Италии: музыка и живопись» (2002), «Посвящение Тёрнеру: образ и звук» (2008) и т. д.

Если взглянуть на музыкальные программы фестивалей, то нетрудно заметить, что они основаны на музыкальных произведениях, приобретающих своё особое звучание только в контексте данной тематики. Можно считать, что это - одна из возможных форм интерпретации музыки.

Так, в программе фестиваля 2004 года тема «Отражения-метаморфозы» предполагала различные варианты «метаморфоз». Например, сочетание оригинальных музыкальных произведений и их транскрипций; решение одной и той же темы различными композиторами, в том числе принадлежащими разным эпохам и странам и т. д.

Одним из таких произведений стало сочинение эстонского композитора Арво Пярта «Коллаж на тему В-А-С-Н» для гобоя, струнного оркестра, клавесина и фортепиано. Это сочинение - одно из многих в мировой музыкальной культуре, обращённых к теме творчества И. С. Баха (В-А-С-Н - это и монограмма фамилии великого композитора, и одновременно четыре ноты в латинском обозначении: си-бемоль-ля-до-си). Наиболее отчётливо тема В-А-С-Н звучит в начале ричеркара - заключительной части цикла.

Три части произведения основаны на трёх жанрах музыки эпохи барокко - токкате, сарабанде и ричеркаре.

Послушайте это сочинение. Обратите внимание на то, как «старые» жанровые формы и музыкальные интонации наполняются новым звуковым содержанием, переживая очередные метаморфозы, столь характерные для современного искусства.

Мероприятие сопровождалось выставкой «Пикассо: Отражения – Метаморфозы», в одном из разделов которой были показаны произведения Пабло Пикассо, вдохновлённые раз личными европейскими художниками. В таком подходе воплотилось несколько задач: стремление показать современную жизнь классического произведения и тем самым неразрывную связь времён, а также органическое единство звучащей музыки и окружающего её художественного пространства.

Таким образом, традиционная идея взаимодействия музыки и живописи была дополнена ещё одним актуальным современным направлением - показом того, каким изменениям могут подвергаться шедевры прошлого. Здесь решение задачи «отражений-метаморфоз» было бы очевидно неполным, если бы ограничилось средствами какого-либо одного вида искусства.

Ведь интенсивные изменения, как уже неоднократно отмечалось, стали признаком всего современного искусства. И в связи с этим выход за пределы концертного зала - в пространство музея, парка или старинного дворца - это не просто поиск необычных решений или дань моде, это скорее поиск наиболее естественных, органичных условий для звучания современного музыкального произведения.

* Метаморфоза - превращение или принятие нового образа.


Вопросы и задания:

  1. Как ты считаешь, естественно ли звучание музыки в различных помещениях или она всё же требует специального концертного зала? Относится ли это к другим видам искусства?
  2. Зависит ли характер интерпретации художественного произведения от условий, в которых оно исполняется? Приведи известные тебе примеры.
  3. Близка ли тебе идея фестиваля «Декабрьские вечера», проводимого ГМИИ им. А. С. Пушкина? В чём видится взаимосвязь звучащей музыки и изобразительного ряда, представленных на этом фестивале?
  4. Как воплощаются музыкальные метаморфозы в «Коллаже на тему В-А-С-Н» А. Пярта? В области каких средств выразительности - мелодико-гармонических, ритмических, тембровых – проявляются музыкальные черты разных эпох? Перед ответом на вопрос прочти статьи «Токката», «Сарабанда», «Ричеркар» в словаре-справочнике.
  5. Составь программу концерта на одну из тем: «Шедевры классической музыки», «Старое» и «новое» в музыке». В каких случаях потребуется специальное оформление помещения (выставками, декорациями и т. д.)? Объясни свой выбор.

Композиторы и исполнители