Музыкальная среда

Музыкальная среда

Музыкальная среда

Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует музыка, которая должна звучать в лифтах больших универмагов, она какая-то определённая; музыка, которая звучит в московских такси, она тоже уже какая-то определённая; музыка, которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот весь этот звуковой фон – это музыка.

(Г. Канчели, композитор)

Эту тему мы хотели бы начать с предложения. Дело в том, что речь на этом уроке пойдёт не совсем о музыке, т. е. не об отдельных музыкальных произведениях, которые можно слушать, обсуждать, сравнивать с другими произведениями. Здесь речь пойдёт о множестве всевозможных звучаний, окружающих нашу жизнь. Поэтому было бы интересно, если бы каждый из вас стал музыкальным редактором этого урока, предложил свой собственный вариант его музыкального оформления.

Музыки вокруг нас очень много. Она напоминает о себе зданиями концертных залов и театров, афишами, приглашающими на самые различные концерты - от классических до ультрасовременных. Она зовёт к себе настойчивой рекламой, звуками, льющимися отовсюду - из радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов. Она звучит на улице, в транспорте, в каждом доме. Музыка стала нашей повседневной средой.

Один из современных критиков пишет об этом так: «В сегодняшнем «саундтреке» к жизни нередко звучат интонации неблагополучия, надломленности, что напрямую связано со стилем и ритмом жизни современного человека» (Д. Штефанюк).

Мы даже научились не замечать это нагромождение музыкальных звуков - хотя бы потому, что иногда человеку хочется уйти от слишком назойливой звуковой среды в тишину. Ведь когда музыки слишком много, она перестаёт быть музыкой, становится шумом.

Василий Кандинский. Москва. Красная площадьПомимо случайной, хаотичной звуковой среды, окружающей современного человека, существенные изменения происходят и в самой музыке. Вот одно из высказываний современного музыканта: «Для меня понятие музыки вообще не является определяющим. Более того, в последнее время я всё чаще отхожу от этого термина, отдавая предпочтение таким понятиям, как звук, звуковая среда, звуковой дизайн, линейная композиция, вертикаль, последовательность, и всё меньше значения придаю мелодии, гармонии, тональности и другим традиционно музыкальным смыслам» (А. Борисов).

Однако всегда ли уютно человеку в такой многослойной звуковой среде?

Едва ли. Во-первых, шум нередко агрессивен, он вторгается в нашу частную жизнь, навязывается нам вопреки нашей воле. Во-вторых, особенно агрессивен именно музыкальный шум: обладая эмоциональным воздействием, музыка буквально заставляет её слушать. Кроме того, человеку не может быть нужна вся эта музыка. В ней каждый выбирает то, что ближе ему самому.

Любители классики по-прежнему ходят в концертные залы, полагая это лучшим для себя отдыхом. Другие слушают музыку в собственном автомобиле, выбирая мелодии и ритмы в согласии со своими настроениями. А некоторые и вовсе надевают наушники, отгораживаясь от окружающей разноголосицы.

Сбежать бы из дому сейчас.
Да холод на улице лютый...
«В основе любой философии
лежит презрение к людям» -
так я говорил год назад.
Теперь скажу по-иному,
когда на улицу шум –
единственно - гонит из дому:
отвращение к шуму и крику
(в переводе не с греческого) –
это и есть любовь к мудрости.
(Перевод с общечеловеческого.)
Но шум не всякий, а тот,
который людьми вызывается.
Ах, если б не холод собачий,
то можно б и на завалинке
мудрость любить, слушать шум
деревьев и времени частного, -
единственно, что разделяет
меня с другими несчастными...

(А. Банников)

Александр Осмёркин. Святогорский монастырьПриведённое стихотворение поэта Александра Банникова - как раз именно об этом, о невозможности находиться в эпицентре звуковой какофонии нашего повседневного быта. Отсюда - раздражение против тех, кто отравляет шумом и криком собственную среду обитания; отсюда же - и мечта о завалинке, о другом, прекрасном шуме – «шуме деревьев и времени частного».

А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения Колобова.

«Что такое музыка: шелест травы, пение птиц, литература, живопись? Ведь бывает много-много нот, а музыки нет. А бывают отношения людей - музыка, и разговор может быть музыкой. Я боюсь громких слов, но музыка для меня и в самом деле как религия – моя религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как профессией, присутствует много земного, практического. Но это всё второстепенное. Пускай результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед Богом чист, потому что отдал ей всё, что мог».

... Марина Цветаева гениально сказала: «Поэзия - это перевод с родного языка на чужой». Так же и музыка. Это вообще непонятный язык. Ноты - это не музыка, это - шифр, так же как великая литература - шифр. И каждый отгадывает его в меру возможностей, которые дал Господь, и обозначило время.

Исаак Левитан. Тишина...Искусство - вообще загадка, оно воздействует на человека по-особому, и для каждого оно интимно. Один журналист как-то спросил у меня: «Что такое искусство и что - попса?» Мне кажется, что искусство - это то, что воспринимается интимно каждой личностью, а попса - для толпы. Не для народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всё больше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное: тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается криком на крик. Музыка же рождается в тишине. Осип Мандельштам сказал: «Нет выше музыки, чем тишина».

Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё равно её не хватает. В чём тут парадокс?

Вероятно, в том, что музыка, как и прежде, остаётся личным пространством, возникающим всё же не из суетливой разноголосицы повседневного быта, а из гармонии - природы, искусства, человеческих отношений... И сегодня она всё чаще становится единственным средством побыть наедине с собой - вдали от многообразных «саундтреков» окружающего нас пространства.

Вопросы и задания:

  1. Назови музыкальные произведения, которые ты предложил бы послушать на этом уроке. Объясни свой выбор.
  2. Согласен ли ты, что современная музыкальная среда слишком навязчива? Как ты сам можешь противостоять её агрессии?
  3. Сравни стихотворение А. Ванникова и высказывание Е. Колобова. Как тебе кажется, есть ли в них сходные мысли? Попробуй выделить центральную идею в каждом из текстов.
  4. Кажется ли тебе удачным выражение «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Обоснуй свой ответ.

Композиторы и исполнители