О разности вкусов

О разности вкусов

О разности вкусов

Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас.

(Т. Адорно, философ)

На этом уроке предлагается подготовить музыкальное оформление, объединённое общей темой: «Музыкальные вкусы различных поколений». Подумайте, пожалуйста, какие песни отражают вкусы избранных вами групп слушателей. Не забудьте предложить и те песни, какие слушаете вы сами.

Ранее мы затронули темы, связанные с ролью музыки в жизни человека. Какая музыка имелась в виду? Прежде всего та, какую выбирает сам человек - для домашнего музицирования, для исполнения в кругу друзей и единомышленников. Это также та музыка, какую он сочиняет, будучи не в силах молчать, - и тогда творчество становится способом диалога с миром.

Такая музыка близка и понятна человеку: она не требует от него профессионального напряжения, игры на публику и т. д. И не важно, что не редко музыка, начавшаяся как любительское музицирование, постепенно перерастает свои рамки и вовлекается в процесс профессионализации.

Так было всегда: многим «высоким» жанрам академической музыки мы обязаны их первоначальным зарождением в недрах любительской практики.

Пабло Пикассо. Старый и молодой арлекины (1905 г.)

Пабло Пикассо. Мать и сын, бродячие акробаты (1905 г.)

Пабло Пикассо. Шарманщик (1905 г.)

«Музыка делится на музыку, предназначенную для публичного исполнения, и музыку, предназначенную для приватного исполнения, - пишут социологи С. Дамберг и В. Семенков. - Виды музыки отличаются друг от друга не авторами и не произведениями, а практиками исполнения и восприятия... Поэтому можно указать на два вектора развития музыкальных практик. Это вектора публичности и приватности... Советский рок... начинался как сугубо приватное дело, а сейчас рок-музыканты пишут музыку для стадионов».

Музыка, которую мы выбираем, многое говорит о нас самих - о нашем воспитании, образовании, окружении, жизненном опыте, возрасте, привычках и многом другом. Такая музыка всегда отражает время, в котором живёт человек. Отсюда и связанная с этим проблема отцов и детей: среди ценностей, вызывающих взаимное непонимание поколений, музыка занимает одно из ведущих мест. Это особенно очевидно в наши дни, когда музыка стала частью повседневной культуры множества людей. Музыкальные вкусы представителей различных поколений нередко становятся предметом споров и разногласий, а иногда и острых конфликтов.

Отчего происходят такие конфликты? Неужели музыкальные пристрастия людей должны превращаться в область особой нетерпимости со стороны тех, кто эти пристрастия не разделяет?

Думается, что проблема здесь глубже. Современные музыкальные вкусы не всегда ограничиваются чисто музыкальными предпочтениями. Нередко наряду с музыкой объектом поклонения становится образ любимого музыканта, его манера одеваться, общий стиль жизни. Такой исполнитель становится настоящим «властителем дум» для юной, ещё не вполне окрепшей личности, и это вызывает беспокойство, тревогу и даже гнев родителей. И наоборот, настойчивая привязанность старшего поколения к песням своей молодости вызывает насмешливое отторжение со стороны детей, не понимающих, как можно любить такое «старьё».

Единственным утешением здесь может быть лишь то, что проблема эта возникла отнюдь не в наши дни: она так же вечна, как проблема воспитания вообще. Прочтите стихотворение - его автор, испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка, по-своему описывает проблему поколений.

Все эти новые песни, -
ворчала одна лягушка, -
поверь, ни гроша не стоят!
- Подруга, - ей отвечала
другая лягушка, слепая
и сильно помятая с виду, -
когда я была девчонкой,
я верила: бог услышит
когда-нибудь нашу песню
и сжалится он над нами.
С тех пор прожила я долго
и уж ни во что не верю
и петь совсем перестала...
Так жаловались лягушки
и милостыню просили
у резвого лягушонка,
который с нахальной миной
прыгал рядом по травке.

Однако так ли непереходима грань, существующая между музыкальными вкусами поколений? Разве только «специальная» музыка, музыка для целевой аудитории - рок, поп, техно и т. д. - имеет шанс пробиться к сердцу молодого человека?

И разве нет музыки, которая была бы способна объединить отцов и детей, стать связующей нитью между людьми – независимо от их возраста и жизненного опыта.

Подумайте об этом.

Вопросы и задания:

  1. Объясни выбор произведений, предлагаемых к прослушиванию на этом уроке. Каким критерием ты руководствовался при их отборе?
  2. Почему, на твой взгляд, именно музыка всё чаще становится предметом споров и непонимания между людьми, особенно принадлежащими к разным поколениям?
  3. Как ты думаешь, в чём причина привязанности людей к тем песням, какие они слышали и любили в молодые годы?
  4. Почему, на твой взгляд, многие современные песни живут так недолго, что их даже называют однодневками? Нужны ли, по-твоему, такие песни?

Композиторы и исполнители