Сказка о художнике и природе. Каменев Лев Львович

Сказка о художнике и природе. Каменев Лев Львович

Сказка о художнике и природе. Каменев Лев Львович

Поспорили как-то Земля, Вода, Огонь и Воздух - от кого из них человеку больше пользы?

- Я самая крепкая и твёрдая! - сказала Земля. - Мои камни выдерживают грады и бури, наводнения, и пожары. Если у человека будет характер - кремень, то ничто ему в жизни не страшно!

- Может и так... - уклончиво прожурчала Вода. - Но должен быть человек гибок. Я огибаю горы и скалы, просачиваюсь сквозь маленькие трещинки и достигаю цели.

- Если человек не загорится каким-нибудь делом в жизни, - вскричал Огонь, - то все дни его пройдут без пользы.

- Всё это так, - прошелестел Воздух, - но без дыхания нет жизни.

Налетел лёгкий ветерок и унёс его тихие слова.

А в это самое время в семье небогатого лавочника Льва Каменева родился мальчик. Отец распорядился так: «Фамилия у него Каменев. Пусть растёт крепким и твёрдым, как камень. Пойдёт по моим стопам, я ему дело своё передам. Пусть и зовут его, как меня, - Лев».

Только он стал подрастать, а Земля, Вода, Огонь, и Воздух тут как тут.

Побежал Лёва по дорожке, споткнулся, упал, а камень ему говорит:

- Видишь, какой я крепкий! Стань таким же, и всё перенесёшь, всё перетерпишь!

На берегу речки вода шепчет:

- Станешь гибким да ласковым - многого в жизни добьёшься!

Стал в печку дрова подкладывать, огонь ему внушает:

- Если не загоришься, то никого не согреешь. Никто про тебя и не вспомнит!

А ветерок то ли шептал ему на ушко какие-то слова, то ли напевал мелодию, тихую и неуловимую, такую, что после неё хотелось вдохнуть полной грудью.

Очень любил Лёва убегать на Волгу. Сидит и щурится на солнце. Смотрит, как в тихой заводи рыба плещется, как солнечные блики по воде прыгают.

- Сынок! - зовёт его мать. - Хватит бездельничать, отцу помоги!

Отец у Лёвы все нажил собственным трудом. Лавка-то небогатая, но с утра до вечера требует внимания. И Лёве всегда дело найдётся: Лёва - туда. Лёва - сюда.

Не знает ещё отец, что Лева не хочет быть торговцем. А мечтает Лёва художником стать.  Загорелось что-то у него в душе, воспламенилось. Уж такой мир красивый вокруг!

Так и хочется всё запомнить; и это стадо, которое гонит пастух через заброшенное поле, и вон ту рощицу, просвеченную солнечными лучами, и облака, лениво плывущие по небесной лазури.

- Лё-ё-ва! Заснул, что ли?

Мальчик бежит в тёмную, плохо освещённую лавку, толкает плечиком захватанную руками дверь, а в глазах так и стоит ива, перебирающая, как пальчиками, своими лёгкими листиками.

Упросил-таки отца, поступил в астраханскую гимназию, но скоро отец опять в лавку его забрал. А Лёва все на Волгу бегает, да вдаль смотрит, как завороженный какой. Отец ворчит: «Толку из тебя не будет. Почём твои картинки-то можно продать?»

А Лёва все пытается зарисовывать - когда красками, когда угольком. Земля и берег каменистый хорошо у него получаются.

Вода причудливая, вечно меняющаяся, получается, в ней отражаются то зелёные, то голубые, то синие краски. И огонь - костерок в ночи - научился изображать Лева. А вот воздух - никак! А без воздуха его этюды и наброски выходят какими-то плоскими и безжизненными. Хоть плачь!

Не выдержал он попрёков отца. И хоть жалко было оставлять семью, да тяга, потаённая пересилила. Опёрся: «Уеду и всё!» И уехал в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Нашёл нужную улицу и дом. В коридоре вдохнул сладкий запах масляных красок. Дверь отворил и замер. Прямо напротив - картина! Пейзаж вроде бы простенький, а воздух на ней так и играет, так и колышется, как живой! Автор картины Карл Рабус и стал учителем будущего пейзажиста Льва Каменева. Взял он молодого парнишку в класс «видописи и перспективы», хотя на вопрос «какими же красками воздух рисовать?» засмеялся. Только слёзы от смеха утирал.

И начал молодой человек посещать лекции. Ходил прилежно, ни одну не пропускал, всё хотел секрет написания воздуха узнать.

Только тот секрет оказался не прост, а состоял он из премудрости смешивания красок, из законов линейной перспективы, из техники наложения мазка и многого другого.

Вскоре руководить пейзажным классом стал художник Саврасов. Сразу приметил он Льва Каменева. Почувствовал, что есть у него огромное желание стать настоящим художником. И талант есть. Этот не будет просто копировать написанные другими художниками виды. Ему надо найти свой образ, свой пейзаж. На том и подружились учитель с учеником.

Частенько собирались они у Саврасова на литературно-художественные вечера за чашкой чая. Беседовали об искусстве. Там и Третьяков бывал, который основал знаменитую Третьяковскую галерею.

Долго ли, коротко ли, а шло время. Но Земля, Вода, Огонь и Воздух всё смотрели, кому же из них он предпочтенье отдаст. А он то гибкий, как вода, то твёрдый, как камень, то горячий, как огонь, то неуловимый, как воздух. Посмотрите на его полотна и сами увидите.

Вот земля холодная, каменистая, а вот нагретая на солнце так, что испаряется из неё влага. Вот вода, неподвижно застывшая в пруду. Лучи далёкого огня - солнца - робко пробиваются сквозь завесу серебристого тумана и искрятся на поверхности воды. Вот воздух, звенящий от жары. А вот воздух ночной, наполненный пеньем сверчков. А вот родные, милые сердцу, русские просторы и дали.

Посмотрели Земля, Вода, Огонь и Воздух на все эти картины выдающегося мастера живописи и вдруг поняли, что бесполезен их спор.

Только когда они вместе, и получается красота, которую отражал в своих замечательных полотнах мудрый художник Лев Каменев.

Текст М. А. Улыбышевой.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 40 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Шуберт. Октет Фа мажор. II часть. Adagio, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители