Стань музыкою, слово!

Стань музыкою, слово!

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 6

Тема: Стань музыкою, слово!

Содержание:

  1. Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта).
  2. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Симфония № 40, I часть. Фрагмент (слушание);
  2. П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
  2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
  3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

 «Откройся мысль! Стань музыкою слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!..»
(Н. Заболоцкий)

При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это является принадлежностью человеческой речи!

Вспомните начало Сороковой симфонии В. А. Моцарта.  

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (фрагмент).

Подобно стихотворению в этом музыкальном высказывании всё рифмуется, всё соразмерно - и интонационное движение, и ритмический рисунок, и акценты. Кажется, что эта музыка - бесконечное движение, стремление вперёд. Однако в этом движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто слышны интонации взволнованной речи человека, которому необходимы передышки, чтобы взять дыхание.

Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на фразы и предложения берут начало в те далёкие времена, когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга. Человек трудился - и пел, грустил - и пел, танцевал и пел одновременно. Так что слово, музыка и танец возникали из одного источника, одной стихии.

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (полная версия, по желанию учителя).

И сейчас ещё в музыке, даже не связанной со словом, порой слышны интонации и ритмы ушедших времён - тех времён, когда слово и музыка были слиты воедино.

Чайковский впитал в себя всё, что звучало вокруг него: и русскую народную песню, и городской романс, и хоровую музыку, и всё, что ему было близко в музыке других народов. Но эта, если так можно сказать, музыкальная атмосфера, окружавшая Чайковского, была для него лишь опорой, на которой он создал свой, ярко индивидуальный мелодический стиль, про который хорошо сказал когда-то Борис Владимирович Асафьев: «Мелодия - это своего рода почерк Чайковского». Действительно, по мелодике Чайковского, как по почерку, мы узнаем его музыку с первых же тактов.

Он мог взять незатейливую народную или собственного сочинения мелодию и бережно сохранить её, не тронув ни одной ноты, украсив её лишь скромной обработкой, чуть подчёркивающей самые важные точки мелодии. А мог из такой же скромной песенной мелодии вырастить гимн радости, гимн любви или великую человеческую трагедию. Всё из одного мелодического зерна! 

Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть (фрагмент).

Послушайте начало финала Первого фортепианного концерта П. Чайковского. Основой этой прекрасной виртуозной музыки стала народная песня - веснянка, которой обычно звали весну, а с ней связывали надежду на тепло и хороший урожай. Интонации такого призыва были слышны в музыке веснянок, в которых многократно повторялись одна-две фразы.

Интонации веснянки слышны и в музыке Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется - так же как повторяются во многих веснянках слова-заклички.

В 1874 году Пётр Ильич закончил свой Первый фортепианный концерт. Он хотел посвятить его Н. Г. Рубинштейну, просить его быть первым исполнителем этого произведения. Но концерт Рубинштейну не понравился, и он даже назвал его неисполнимым. Очень расстроившись, Чайковский послал ноты замечательному немецкому пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову, который и стал его первым исполнителем. В благодарность Чайковский посвятил концерт ему. Много лет спустя Бюлов называл этот концерт «... самым сверкающим, самым совершенным» среди произведений русского композитора. 

Слушание: П. Чайковский. Четвёртая симфония (финал).

Мелодии, имеющие песенное происхождение, встречаются у многих композиторов. Иногда сами песни становятся темами музыкальных произведений. Например, в финале Четвертой симфонии П. Чайковского используется русская народная песня «Во поле берёза стояла», а во второй части Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского приводится его собственная песня «Наш край».

Однако народная музыкальная культура не является единственным источником воздействия на творчество композиторов. Вся история музыки говорит о том, что были и другие источники такого воздействия. «Стань музыкою, слово!» - эта строка из стихотворения Н. Заболоцкого отражает извечное стремление композиторов запечатлеть в музыкальных звуках всё богатство человеческой речи, соединить слово и звук в неразрывное целое.

Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете смысл слов Н. Заболоцкого «Стань музыкою, слово!»?
  2. Почему музыка Сороковой симфонии Моцарта так похожа на стихи? Объясните свой ответ.
  3. Как характер веснянки повлиял на музыку Первого фортепианного концерта П. Чайковского?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Во поле береза стояла (русская народная песня), mp3;
    Выйди, выйди, Иванку (украинская народная мелодия), mp3;
    Моцарт. Симфония № 40, I ч. Allegro molto (главная партия), mp3;
    Моцарт. Симфония № 40, I ч. Allegro molto, mp3;
    Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, mp3;
    Чайковский. Симфония № 4, IV часть, mp3;
3. Конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители