Такие разные песни, танцы, марши. 1 урок

Такие разные песни, танцы, марши. 1 урок

Такие разные песни, танцы, марши. 1 урок

Содержание:

  1. Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров.
  2. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков (на примере финала Симфонии № 4 П. Чайковского).

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание);
  2. В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. «Под музыку Вивальди» (песня разучивается и исполняется на всех трёх уроках, посвящённых музыкальным жанрам).

Живопись:

  • М. Боскин. «Хоровод».

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Наблюдать за развитием одного образа в музыке.
  3. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.
  4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского).

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

осознание роли фольклора в культуре, искусстве и его влияния на творчество профессиональных композиторов.

Личностные:

  • формирование уважительного, заинтересованного, ценностного отношения к русскому музыкальному фольклору.

Предметные:

  • умение определить, объяснить, оценить использование русских народных песен в произведениях русских композиторов (на примере Симфонии № 4 П. Чайковского);
  • знание примеров использования жанров песни в симфонии, опере и балете.

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о русской народной песне, её жанровых разновидностях.
  2. Разучивание и пение песни (1-й, 3-й и 5-й куплеты — хором, 2-й и 4-й куплеты — сольное пение).
  3. Обсуждение содержания и выразительных средств песни.
  4. Прослушивание и анализ музыкальных произведений в жанре песни.
  5. Сравнительный анализ русской народной песни и её использования в Симфонии П. Чайковского.
  6. Анализ нотных примеров - песни.

Работа над нотными примерами:

  1. На уроке, посвящённом песням, ученики под руководством учителя сравнивают одноголосный нотный пример песни «Во поле берёза стояла» с воплощением этой темы в многозвучной фактуре симфонического оркестра (нотные примеры 13, 14).
  2. Ученики отмечают, что композитор отделил фразы темы друг от друга паузами, в которых звучат аккорды арпеджиато. 

«Создаёт музыку народ, а мы, художники,
только её аранжируем…»
(М. И. Глинка)

Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней. М. И. Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».

Аранжировать – делать переложение, обрабатывать.

Музыкальное сочинение в том виде, в котором оно написано для определённого исполнительского состава, называется оригиналом. Но в жизни принято весьма свободное обращение с оригинальными материалами. У музыкантов часто возникает желание исполнить какое-либо сочинение в ином варианте: например, простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде, исполнив её как инструментальное произведение, вариации на гитаре или оркестром народных инструментов и т. д.
Все эти изменения, приспособления оригинальных произведений для других составов называются обработками. В качестве синонимов употребляются термины переложение, транскрипция, аранжировка. Одно и то же произведение может подвергаться множеству музыкальных обработок, в каждой из которых обнаруживаются, раскрываются новые, незнакомые черты этого произведения.

С внимание и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их мелодиями, подсказывает сюжеты и темы.

Музыкальный фольклор – народная музыка, песенное и инструментальное творчество народа.

Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка, Садко и Лель, Кащей Бессмертный и Баба-Яга.

Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гусли, гудки и различные ударные инструменты на которых играли народные музыканты, пройдя через руки умелых мастеров, превратились со временем в гобои и флейты, валторны и арфы, скрипки и виолончели.

Но особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались композиторы, подобно тому как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.

В народных песнях отражаются героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Песни с древних времён сопровождали разнообразные обряды календарно-земледельческого и семейно-обрядового цикла. Весной крестьяне пели весенние заклички, призывающие тепло; летом исполнялись специальные жнивные песни. Целый ряд песен сопровождал свадебный обряд; детям пелись колыбельные песни. На похоронах звучали плачи. Долгими вечерами исполнялись прекрасные лирические протяжные песни.

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально-поэтическому виду народного творчества, кроме песен, относят и древние былины, имеющие мелодию и исполняемые нараспев.

Ещё в XVIII в. в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы-классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники народных песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства.

Наиболее известными являются сборники народных песен в обработке Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и Лядова.

Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.

Вот что говорил о значении народного творчества С. В. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни ... У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». 

Введение народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный колорит, и своеобразный характер. Всем известна русская народная песня «Во поле берёза стояла». Её мелодия кажется простой и непритязательной.

Слушание: песни «Во поле берёза стояла»

Песня «Во поле берёза стояла» - одна из самых популярных хороводных песен. Первые упоминания о ней относятся к концу XVIII в., хотя, возможно, она существовала и ранее. Выражение «белую берёзу заломати», вероятнее всего, ведёт своё происхождение из древнего обряда, во время которого заламывали берёзу, нагибая её ствол к земле и переплетая с травой. Это женская песня, поётся от первого лица. В ней рассказывается о героине, выданной замуж за старого и нелюбимого, которая собирается пойти в рощу, срезать с берёзы прути сделать музыкальные инструменты, чтобы будить старого мужа.

 «Нет ни одной строчки в этой симфонии,
которая не была бы мной прочувствована
и не служила бы отголоском искренних движений души…»

Однако именно эту песню избрал П. Чайковский как основную тему финала своей Четвертой симфонии. И волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли. Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный характер, настроение и мечтательное, и торжественное - словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразной, какой умеет быть только подлинная музыка.

П. Чайковский использует песню «Во поле берёза стояла» в финале своей Симфонии № 4. Произведение написано композитором в 1877 г. и состоит из четырёх частей. Последняя часть Симфонии - картина народного праздника, в котором герой произведения находит отдохновение и очищение. Чайковский определил главную мысль финала: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам».

«Трудно найти человека, который так же любил бы Россию
и всё русское, как люблю я…»
(П. И. Чайковский)

На протяжении последней части Симфонии мелодия песни изменяется, становится грустной, даже тревожной, суровой, мрачной. Изменение характера темы достигается прежде всего изменением её тембровой окраски. Она передаётся разным группам инструментов, проходит то у гобоя и фагота, то в хрупкой печальной звучности флейт. Тема проводится то в ритмическом увеличении, то в уменьшении.

И всё же в одном - главном своём качестве - она сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.

Слушание: Симфония № 4, IV часть

Так мы ещё раз убеждаемся, что обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.

Почему так происходит?

Об этом очень точно сказал венгерский композитор, собиратель народных песен Бела Барток: «Деревенская музыка служит определённой цели, имеет определённую программу, связанную с определёнными обычаями, согласно неписаным законам деревни... Рождество следовало отмечать сказаниями о старине, свадьбу можно было проводить лишь с соблюдением определённых обрядов, во время жатвы полагалось петь песни урожая».

Из этих слов ясно, что музыкальное содержание, в течение долгих веков закреплённое за определённым жанром, стало вечным и неотъемлемым его спутником. Таким образом, слушая музыку определённого, давно сложившегося жанра, мы связываем с нею и конкретную, только ему присущую содержательность.

Вопросы и задания:

  1. Что придаёт содержанию произведения использование народных музыкальных жанров? Расскажите на примере финала Симфонии №4 П. Чайковского.
  2. Как меняется характер русской народной песни «Во поле берёза стояла» в музыке П. Чайковского?
  3. Назовите основные виды народных песен. Попробуйте объяснить их названия.
  4. Расскажите об отношении русских композиторов-классиков к народной песне.
  5. Назовите другие известные вам произведения, где используются жанры народной музыки.

Композиторы и исполнители