Такие разные, песни, танцы, марши. 3 урок

Такие разные, песни, танцы, марши. 3 урок

Такие разные, песни, танцы, марши. 3 урок

Содержание:

  1. Разнообразие вальсов.
  2. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.
  3. Состояние мечтательной грусти в вальсе си-минор Ф. Шопена.

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин» (слушание);
  2. Ф. Шопен. Вальс си-минор, соч. 69 № 2 (слушание).

Живопись:

  1. Д. Белюкин. «Имение Лариных», «Бал»;
  2. Г. Семирадский. Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла.

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
  3. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.
  4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
  5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Ф. Шопена).

Песенный материал:

  1. В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. «Под музыку Вивальди».

Песня разучивается и исполняется на всех трёх уроках, посвящённых музыкальным жанрам.

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: осознание роли фольклора в культуре, искусстве и его влияния на творчество профессиональных композиторов.
  2. Личностные: формирование уважительного, заинтересованного, ценностного отношения к русскому музыкальному фольклору.
  3. Предметные: умение определить, объяснить, оценить использование русских народных песен в произведениях русских композиторов (на примере Симфонии № 4 П. Чайковского); знание примеров использования жанров песни в симфонии, опере и балете.

Виды деятельности учащихся:

  1. Сравнительный анализ оперного вальса Чайковского и фортепианного вальса Шопена.
  2. Выразительное чтение и обсуждение фрагмента письма М. Водзиньской.
  3. Беседа о жанровом богатстве и разнообразии творчества Чайковского.
  4. Анализ нотных примеров - вальса (2 примера).
  5. Изучение фотографий, репродукций картин; сравнительный анализ иллюстраций и соответствующих музыкальных фрагментов.

Работа над нотными примерами:

  1. В двух нотных примерах вальсов (17 и 18) ученики находят и сходные, и контрастные черты. Общие жанровые особенности: вальсовый размер и темп, кружащийся характер мелодии, фактура сопровождения - бас и два аккорда. Отличительные признаки вальса Чайковского: мажорный лад, громкая динамика, яркое оркестровое звучание - придают музыке праздничный радостный колорит. В вальсе Шопена, напротив, минорный лад, тихая динамика, тембр фортепиано создают более утончённый, изысканный, нежный образ.

О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет! 
(Е. Евтушенко)
 

Человечество танцует с незапамятных времён. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедших до нас творениях живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком, танцующим нередко изображён человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец - неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим.

Вальс, самый популярный в Европе XIX и XX веков танец. Вот уже двести с лишним лет живёт вальс - для нашего быстротекущего времени срок очень большой. Появилось немало других массовых танцев: танго, фокстрот, чарльстон, затем рок-н-ролл, твист, шейк, а пары все кружатся под звуки вальса.

Вальс устарел - говорит кое-кто смеясь.
Век усмотрел в нём отсталость и старость.
Робок, несмел, наплывает мой первый вальс...
Почему не могу я забыть этот вальс? ...
Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной.
Вальс оттеснён, без вины виноватый.
Но, затаён, он всегда и везде со мной,
И несёт он меня, и качает меня
Как туманной волной.
Смеётся вальс над всеми модами века... 

(из песни Э. Колмановского и Е. Евтушенко «Вальс о вальсе»)

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал.

XIX век прошёл под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник в другие жанры профессиональной музыки - оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал существенное влияние на развитие европейской музыки XIX и XX веков.

Ярко и полнокровно звучит вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». (Произведение написано по одноимённому роману в стихах А. Пушкина.) В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный свет бальной залы, нарядных гостей, съехавшихся на шумный и весёлый вечер.

Действие происходит в провинции, в имении небогатой помещицы Лариной, где празднуются именины её дочери Татьяны. Среди приглашённых - гости почтенного возраста: пожилые помещики, маменьки, военный офицер; сосед Лариных - юный и пылкий Владимир Ленский; благородные девицы. Особую прелесть торжеству придаёт приход молодого столичного аристократа Евгения Онегина, приехавшего из Петербурга в своё имение.

Всё - и весёлая музыка, и богатое угощение – предвещает великолепное времяпрепровождение.

Вот так сюрприз,
Никак не ожидали
Военной музыки.
Веселье хоть куда!

На славу пир!
На славу пир,
Не правда ль, господа?

Вступительные звуки вальса возвещают о том, что бал начался.

Слушая музыку вальса, мы отмечаем быструю смену эпизодов. Перед нами проходит череда сцен, действующих лиц, состояний. Здесь и старые помещики, любящие тешить себя охотой; и молодые девушки, щебечущие перед бравым офицером: «Ах, Трифон Петрович, как милы вы, право! Мы так благодарны вам ...» Здесь и пожилые маменьки, возраст которых хотя уже и не позволяет им участвовать в танце, зато позволяет колоритно обсуждать происходящее. Так, наблюдая за танцующей парой - Онегиным и Татьяной, - дамы выносят следующее заключение:

Гляньте-ка! Гляньте-ка!
Танцуют пижоны.

Ну, женишок!
Как жалко Танюшу!
Возьмёт её в жёны
И будет тиранить!
Он, слышно, игрок!

(Игрок - здесь: любитель играть в азартные игры, например, в карты)

Однако на этом бурная фантазия маменек не останавливается:

Он неуч страшный, сумасбродит,
Он дамам к ручке не подходит,
Он фармазон, он пьёт одно
Стаканом красное вино! (Фармазон - вольнодумец, безбожник.)

Удивительно: эти слова - не более чем старушечьи сплетни - послужили причиной стремительно разыгравшейся трагедии. Услышав их, уязвлённый Онегин решает отомстить своему другу Ленскому, приведшему его на «этот глупый бал». Он начинает танцевать с Ольгой - невестой Ленского...

Описанные эпизоды, столь разные по характеру, естественным образом складывают единую музыкальную целостность.

Слушание: П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

Эта целостность - большой вальс с его торжественной приподнятостью и ослепительным блеском. Гений Чайковского проявился и в умении подчинить столь разные содержательные элементы одной центральной идее, и в яркости воплощения музыкальных портретов действующих лиц, основанных на тонкой наблюдательности и знании человеческих характеров.

Совсем иначе - поэтично и нежно - звучат вальсы Ф. Шопена. В них нашло выражение лирическое дарование композитора, его личные воспоминания и чувства. Таков, например, Вальс си-минор, созданный Шопеном вскоре после расставания с Марией Водзиньской, с которой его связывали возвышенные отношения.

М. Водзиньская - возлюбленная Фридерика Шопена, дочь одного из польских магнатов. Увлекалась музыкой и рисованием. Сохранилась большая серия её карандашных работ и акварельный портрет Шопена. Хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи. В 1835 г. Шопен сделал ей предложение. Семья Марии благосклонно приняла его. Однако болезнь, перенесённая Шопеном, помешала свадьбе, и помолвка была расторгнута.

Вот отрывок из письма М. Водзиньской, написанного после отъезда композитора в Париж (1835):
В субботу, когда Вы нас покинули, все бродили грустные, с глазами, полными слёз, по той гостиной, где всего несколько минут назад Вы ещё были среди нас... Моя мать в слезах каждую минуту, припоминала какую-нибудь подробность из жизни с нами «своего четвёртого сына, Фридерика». Вы были предметом всех разговоров. Феликс (Феликс - брат Марии Водзиньской.) всё время просил у меня Вальс (здесь речь идёт о вальсе, предшествующем Вальсу си-минор), (последнюю вещь, которую мы получили и слышали в Вашем исполнении). Мы находили в этом удовольствие: они - слушая, а я - играя его ...
Да хранит Вас Бог!

Слушание: Ф. Шопен. Вальс си-минор, соч. 69 № 2

Грусть расставания выразительно передана Шопеном в музыке Вальса си-минор, написанного сразу после его отъезда. Образ произведения столь поэтичный и мечтательный, что в нём порой даже растворяется ощущение танцевальности.

Несмотря на богатство и многообразие, какими отличаются трактовки различных жанров в музыкальных произведениях, в главном жанры остаются узнаваемыми. При этом можно говорить о прямом заимствовании определённой песни или танца, а можно - о песенности или танцевальности.

Певучесть, мелодичность, протяжённость свидетельствуют в пользу песни, трёхдольность в сочетании с непрерывностью «кружащегося» ритма напоминает нам вальс и т. д. Всё это говорит о том, что, как бы ни были содержательны музыкальные жанры, какие бы глубины смыслов они ни таили в себе - в музыке содержание проявляет себя в средствах музыкальной выразительности: мелодии и гармонии, ритме и фактуре, образующих вместе форм у музыкального выражения. Звуки, напевы, музыкальные фразы и предложения, интервалы и аккорды, штрихи и оттенки - всё несёт своё собственное содержание.

И, слушая музыку, наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка самодостаточна, в живом звучании она выражает своё содержание со всей возможной полнотой. И никакие слова не скажут за неё то, что может рассказать о мире и обо всех нас сама музыка.

Вопросы и задания:

  1. Чем обусловлено столь различное звучание двух произведений одного жанра - вальса из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и Вальса си-минор Ф. Шопена?
  2. Как вы думаете, почему бал в доме Лариных был показан композитором посредством жанра вальса?
  3. Как претворяются принципы единства и многообразия в вальсе Чайковского?
  4. В стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта», написанном вскоре после гибели А. Пушкина, есть такие строки:
    И он убит - и взят могилой,
    Как тот певец, неведомый, но милый,
    Добыча ревности глухой,
    Воспетый им с такою чудной силой,
    Сражённый, как и он, безжалостной рукой. 
    Известно ли вам, каким образом эти строки связаны с содержанием романа «Евгений Онегин»? О какой трагедии говорилось в тексте параграфа? И кто «тот певец, неведомый, но милый»?
  5. Что определяет основу содержания Вальса си-минор Ф. Шопена?
  6. Как вы считаете, музыка вальса Шопена предполагает возможность танцевать большому составу участников или камерному? Объясните своё мнение.
  7. Как вы понимаете выражение о самодостаточности музыки в контексте главной темы полугодия «Содержание в музыке»?
  8. Как вы понимаете слова А. Экзюпери, вынесенные в эпиграф первой части учебника (с. 8)? Какой смысл, по-вашему, заключён в словах Дух и глина и почему для сотворения Человека необходимо и то и другое? («Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека… А. де Сент-Экзюпери.)

Краткое содержание оперы «Евгений Онегин»
I д е й с т в и е.
1-я картина. Усадьба Лариных. Сестры Татьяна и Ольга поют дуэтом, мать и няня слушают их. Приезжают жених Ольги Владимир Ленский и его друг Евгений Онегин. Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина.
2-я картина. Ночью в своей комнате Татьяна решается написать Онегину письмо с признанием в любви. Утром она просит няню послать внука с письмом к новому соседу.
3-я картина. В то же утро в саду Татьяна взволнована внезапным приездом Онегина. Происходит встреча, во время которой Онегин учтиво и холодно поучает Татьяну.
II д е й с т в и е.
1-я картина. Бал в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Наслушавшись сплетен, от скуки Онегин приглашает Ольгу на танцы. Веселье гостей прерывается ссорой Ленского с Онегиным. Ленский вызывает Онегина на дуэль.
2-я картина. Ранним утром Ленский ждёт Онегина на месте дуэли. Приезжает Онегин с секундантом. Дуэль заканчивается гибелью Ленского.
III д е й с т в и е.
1-я картина. Спустя несколько лет Онегин попадает на бал в Петербурге. Там он неожиданно встречает Татьяну с мужем, князем Греминым. В душе Онегина внезапно вспыхивает любовь к Татьяне.
2-я картина. Ночью в своём доме Татьяна читает любовное письмо от Онегина, вспоминает прошлое. Появляется Онегин и признаётся в своём чувстве. Но Татьяна отказывает ему, оставаясь верной супружескому долгу.

На постере: иллюстрация Петра Редькина.

Композиторы и исполнители