Шествие гномов

Шествие гномов

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Эдвард Григ. Шествие гномов
Модест Петрович Мусоргский. Гном

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Знаете ли вы, кто такие гномы?

Д е т и. Это сказочные маленькие человечки.

П е д а г о г. Да, гномы - это фантастические существа, некрасивые или даже уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатства - клады с сокровищами, которые прячут под землёй. Может быть, вы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов»? В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища - алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные, например, гном Апчхи, был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории.

Как вам кажется, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига «Шествие гномов», про добрых или злых? (Звучит пьеса в записи.)

Д е т и. Про злых.

П е д а г о г. А почему вы так решили?

Д е т и. Музыка таинственная, иногда страшная, злая.

П е д а г о г. А на что похожа средняя часть пьесы, какая она по настроению? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Музыка волшебная, нежная.

П е д а г о г. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье? (Исполняется фрагмент средней части.)

Музыка звучит светло, заворожённо, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими богатствами, драгоценностями, рассматривают их. (Играет 4-16-й такты средней части.) Потом изображаются сокровища гномов. Музыка начинает мерцать, искриться, сверкать, поблёскивать и переливаться. (Играет 17- 26-й такты средней части, затем пьеса звучит целиком в записи.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать черты танцевальности, маршевости, смену характера музыки, оркестровать пьесу.

Ход занятия:

Звучит запись, дети вспоминают название пьесы.

П е д а г о г. Это произведение написал норвежский композитор Эдвард Григ. Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями. Вспомните, например, пьесу «Ручеёк». Какая она по характеру? (Звучит запись.)

Д е т и. Таинственная, сказочная.

П е д а г о г. Да, может быть, ручеёк течёт прямо в пещеру злых гномов? (Звучат фрагменты этих произведений.) А почему пьеса Э. Грига называется «Шествие гномов», что такое шествие?

Д е т и. Музыка похожа на марш.

П е д а г о г. Да, но этот марш необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец. (Исполняет 17-31-й такты.)

Давайте движениями рук передадим характер первой части пьесы. Если характер будет меняться, вы отметите это. (Звучит первая часть пьесы.) Как менялся характер этой части?

Д е т и. Сначала музыка была тихой, таинственной, загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой, злой, а в конце - опять тихой.

П е д а г о г. Верно. Можно себе представить, что гномы движутся издалека, приближаются и удаляются. В начале музыка затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. (Исполняет фрагмент, начало пьесы.) Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, темной, тяжёлой - гномы подошли совсем близко, видны даже их сердитые, страшноватые физиономии... (Исполняет фрагмент с 32-го такта и далее.) Но вот музыка затихает, гномы удаляются. (Звучит окончание первой части.)

А как звучит средняя часть пьесы? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Светло, мечтательно, нежно, волшебно, а потом переливчато, будто сверкают, как огоньки, сокровища гномов.

П е д а г о г. Вы заметили, что эти две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее. Может быть, гномы рассматривают самые красивые свои сокровища, любуются их волшебным светом, мерцанием, блеском? (Исполняет фрагмент средней части.) Давайте тихонько сыграем в средней части на колокольчиках, треугольниках и металлофонах. (Звучит средняя часть.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки.

Ход занятия:

Звучит запись пьесы, дети высказываются о смене характера музыки в отдельных частях.

П е д а г о г. Давайте сегодня оркеструем пьесу Э. Грига. Какими инструментами можно подчеркнуть таинственный, загадочный характер начала пьесы, внезапные акценты? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Бубнами, погремушками.

П е д а г о г. А громкий, зловещий характер музыки, когда гномы подошли совсем близко? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Ложками, маракасами, бубнами. (Педагог раздаёт инструменты, дети оркеструют первую часть пьесы.)

П е д а г о г. В средней части пьесы, как на прошлом занятии, вы будете играть на звенящих, волшебных колокольчиках, треугольнике, металлофонах, передавая мерцание сокровищ гномов. (Звучит средняя часть.) В конце пьесы, когда звучность затихает, гномы удаляются, внезапно раздаются два громких, сердитых возгласа, Жёсткие, угрожающие аккорды заканчивают эту сказочную пьесу. Эти аккорды мы сыграем на всех инструментах сразу. (Дети оркеструют пьесу частями и целиком.)

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, передавать характер музыки в образных и танцевальных движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой Э. Грига «Шествие гномов». Сейчас вы услышите другую пьесу с похожим названием – «Гном» из цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки». (Звучит пьеса.)

В музыке слышны внезапные акценты, прыжки, паузы. Она звучит то громко, резко, то таинственно, приглушённо. Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. (Звучит фрагмент.)

В пьесе Э. Грига изображаются шагающие гномы. Музыка похожа на причудливый марш. Она и называется «Шествие гномов». А пьеса «Гном» М. Мусоргского похожа на марш? (Звучит пьеса.)

Д е т и. Нет.

П е д а г о г. В этой музыке передаются неровные, ковыляющие движения и прыжки гнома, звучит жалоба и даже страдание, душевное волнение.

Нарисуйте дома шествие гномов или одного гнома. А сейчас давайте попробуем передать разный характер этих пьес в движениях. (Дети инсценируют пьесы с помощью танцевальных и образных движений. Одни могут оркестровать, другие инсценировать пьесу Э. Грига.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Модест Мусоргский. Гном (в исполнении фортепиано), mp3;
    Модест Мусоргский. Гном (в исполнении симф. оркестра), mp3;
    Эдвард Григ. Шествие гномов (в исполнении фортепиано), mp3;
    Эдвард Григ. Шествие гномов (в исполнении симф. оркестра), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители