Моцарт. Наставники и учителя

Наверное, Бог любил Моцарта, раз дал ему имя
Амадей — «Любимый богом».
И не оставлял его всю жизнь, выбирая ему
в наставники самых достойных людей.

Леопольд Моцарт

Неизвестный художник. Леопольд Моцарт. Ок. 1750. Моцартеум, Зальцбург

     Отец юного Вольфганга, Леопольд Моцарт, был скрипачом и придворным композитором архиепископа Зальцбургского. В 1756 году, в год рождения сына, он издал труд «Опыт основательной скрипичной школы», который около 90 лет (!) считался лучшим учебным пособием для обучения игре на скрипке.

     Словно почувствовав величие врученного ему дара, Леопольд с неординарной жизненной практичностью и бесконечным терпением педагога и сурового отца принялся воспитывать в своем сыне музыканта. Он учил Вольфганга играть на скрипке, клавесине и органе, серьезно изучал с ним музыкальную композицию, а также арифметику, историю и географию, латынь и итальянский язык. Но главное, Леопольд Моцарт показывал своему сыну, как рождается музыка в душе, и помогал мальчику не мешать себе быть музыкантом. Искренность, внутренняя чистота — эти качества Моцарт тоже получил от отца. И этим дарам нет цены. Ведь благодаря им Моцарт всегда был открыт тому, что его окружало. Благодаря им в нем всегда звучала музыка. Он даже не запоминал ее, а чувствовал в себе во всей ее красоте и соразмерности.

     Леопольд не хвалил сына попусту, и Моцарт не хвалил себя, а слушал Бога и музыку. Отец дал сыну надежную защиту от славы, которая многим, даже менее талантливым, вскружила голову.

Иоганн Кристиан Бах

 

Т. Гейнсборо. Иоганн Кристиан Бах. 1776. Музыкальный лицей, Болонья

     В 1764 году в Лондоне восьмилетний Вольфганг познакомился с Иоганном Кристианом Бахом. В то время популярность Кристиана Баха была так велика, что о его отце Иоганне Себастьяне мало кто вспоминал. Кристиан чувствовал дух времени, и его музыку, гораздо более легкую, чем музыка отца, все любили. Он принял талантливого мальчика под свое покровительство, а тот просто влюбился в знаменитого композитора.

     Благодаря Баху Моцарт открыл главную тему своей музыки — тему души человека. Бах показал юному музыканту инструмент, который тронул Вольфганга глубиной звучания аккордов и тонкостью полутонов, недоступной клавесину. Это было фортепиано.

     Вокальные упражнения с удивительным контр-тенором Джованни Манцуоли, другом Кристиана Баха, и занятия композицией с самим Бахом помогли Моцарту написать три первые симфонии. Вольфганг открыл для себя драматургию музыки, возможности симфонии и оперы, сюжет которых может рассказать о душевных исканиях человека.

Падре Мартини

 

Джованни Баттиста Мартини.

     Для всей Европы школой и храмом музыки тогда была Италия, и вместе с отцом Моцарт едет в Италию.

     В Риме во время службы в Сикстинской капелле Ватикана мальчик слышит «Miserere» Григорио Аллегри для девятиголосого хора. Это произведение запрещалось исполнять вне стен Ватикана и тем более распространять ноты. Потому только в самой капелле возможно было услышать его. После службы Моцарт по памяти безошибочно записывает «Miserere», и произведение становится известным во всей Европе.

     С одним из хранителей музыкальных богатств Италии, с падре Мартини, Моцарт встретился в Болонье. Падре служил капельмейстером в церкви Сан-Джованни ин Монте, принадлежавшей ордену францисканцев, и фактически руководил Болонской филармонической академией, крупнейшим центром музыкального образования в XVIII веке. У падре была обширнейшая библиотека, чуть ли не лучшая в Европе, с нотными записями произведений прошедших эпох. А сам он всю жизнь писал многотомную «Историю музыки». О нем говорили всегда с самой искренней благодарностью — почти всю Европу он учил музыке с величайшим смирением и любовью. «Он соединяет с целомудренностью в жизни и простотой манер природную веселость, мягкость и человеколюбие», — сказал о нем английский музыкант и ученый Чарлз Бёрни. К счастью, ученики падре Мартини — И. К. Бах, Н. Йоммелли, М. С. Березовский — следовали примеру своего учителя, и человеколюбие было важной нотой их жизни.

     Падре учил искусству контрапункта, умению сочетать голоса вокальных или инструментальных партий так, чтобы они контрастировали друг с другом ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Он учил создавать гармонию, полагая ее самым важным не только в музыке, но и в жизни.

Моцарт играет для падре Мартини.

 

Игнац фон Борн

Игнац Эдлер фон Борн.

     14 декабря 1784 года Моцарт по приглашению и при содействии барона Отто фон Гемминген-Хорнберга, писателя, переводчика Руссо, Шекспира и Вольтера, вступает в венскую масонскую ложу «Во имя благотворительности». Идеи масонов (одна из главных — строительство человеком своего внутреннего храма) были ему столь близки, что уже в начале 1785 года из ученика Моцарт перешел на ступень компаньона, а 22 апреля того же года стал мастером ложи «К истинному согласию». Он также постоянно писал музыку для церемоний и заседаний ложи.

     Великим магистром ложи был Игнац Эдлер фон Борн, один из самых уважаемых масонов Австрии. Фон Борн был минерологом, предложил новые методы выделения серебра и золота из руд, был почетным членом академий наук Европы (с 1776 года являлся членом президиума Российской академии), непревзойденным знатоком Египта. Игнаца фон Борна считают автором драматургической идеи оперы «Волшебная флейта» и прототипом мудреца Зарастро.

     Олег Сахаревич

     По материалам журнала "Человек без границ"

 

Композиторы и исполнители