Выразительные средства музыки: Мелодия

Выразительные средства музыки: Мелодия

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Мелодия

«Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.

Главное из средств музыкальной выразительности - МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»

Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль.  В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив - маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.

Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.

Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька». Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и счастья.

Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька». Печальное настроение девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу.

«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной…

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма. Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене  XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хочешь отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте учувствовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причем даже самая легкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт!

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил свое отношение к великому венскому классику: «Идешь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живет человек.

И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» - создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так написал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».

Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.

Душевное состояние Моцарта в период над Реквиемом с огромной драматической силой передал  А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».

Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам – третий сидит.

Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящен Моцартом в замысел всего сочинения.

Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.

Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверное повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана.

Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы – все это в балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев. Не случайно сам П. Чайковский признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…

Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правота этих слов особенно очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно мелодия ближе всего к интонации живой речи. И все же – разве можно содержание мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно выразительна «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и «Эвридика» и как о многом может сказать она, не прибегая к словам.

В данном фрагменте композитор обратился к чистой мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела завоевать весь мир!

Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих – наши затаенные чувства, наши невысказанные мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души», когда хотят обозначить то, что дает нам возможность воспринимать и любить безграничную прелесть окружающего мира.

    

Подведем итоги:
 1. Что такое мелодия, и какой она бывает?
 2. В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
 3. Вспомните несколько мелодий, в которых бы выражались различные интонации: грустная, ласковая, веселая и т. д.
 4. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «мелодия – душа музыки»?
 5. Как содержание музыки влияет на характер мелодии?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация:  17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    «Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Дмитрия Хворостовского), mp3;
    «Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптиной Пустыни), mp3;
    «Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Фёдора Шаляпина), mp3;
    Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
    «Ай, во поле липонька», русская народная песня (в исполнении Сергея Лемешева), mp3;
    Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
    Моцарт. Реквием «Lacrimosa» («Слезный день»), mp3;
    Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик», mp3;
    Шуберт. Серенада, mp3;
3. Статья, docx.

Композиторы и исполнители