Мендельсон-Бартольди Феликс

Феликс Мендельсон-Бартольди, немецкий композитор и дирижёр (портрет кисти Эдуарда Магнуса, 1846г.)Феликс Мендельсон-Бартольди (3 февраля 1809 г. - 4 ноября 1847 г.), немецкий композитор и дирижёр.

Редко в жизни замечательных людей можно встретить столь благоприятные условия для творческого развития, как те, в которые был поставлен немецкий композитор Феликс Мендельсон. Он не изведал трудностей борьбы за существование или за творческое признание. Артистическая слава сопутствовала Мендельсону с первых шагов музыкальной жизни. Один из немногих композиторов, который мог позволить себе такую роскошь, как работать не для того, чтобы получить место капельмейстера, и сочинять музыку без всякой оглядки на внешние обстоятельства.

Всё же непрестанное творческое горение, напряжённость художественных исканий, острой болью отзывавшиеся противоречия между эстетической целенаправленностью идеалов и реальной обстановкой, в которой протекала кипучая деятельность музыканта, подтачивали легко ранимую артистическую натуру Мендельсона. Эти обстоятельства, по всей вероятности, и послужили причиной преждевременной кончины композитора на 39-м году жизни.

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, он был первым сыном известной еврейской семьи, имевшей в то время значительное состояние и общественное положение. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Через несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла христианство и взяла вторую фамилию - Бартольди.

Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер.

Феликс Мендельсон в возрасте 12 лет (портрет кисти Карла Джозефа Бегаса, 1821 г.)
Мозес Мендельсон, дед Феликса (портрет Антона Графа, 1771 г.)
Фанни Гензель, урождённая Мендельсон-Бартольди, сестра Феликса (портрет кисти Морица Дэниеля Оппергейма, 1842 г.)

На чрезвычайные музыкальные способности Феликса и его сестры Фанни обратила внимание их мать Леа. Она сначала и была первым учителем музыки своих одарённых детей. Когда она достигла пределов своих музыкальных педагогических возможностей, то отдала их на попечение Людвига Бергера, выдающегося пианиста и композитора.

Молодой Феликс делал большие успехи. Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом). К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений.

В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, который благосклонно отнёсся к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».

В одиннадцать лет Феликс поступает в Берлинскую Певческую академию. Карл Фридрих Цельтер, руководитель академии, становится его учителем.

Музыкальный талант мальчика развивался такими бурными темпами, что уже в 1822 году Генрих Гейне говорил о нем как о «музыкальном чуде». Из списка композиций, который первые годы вела сестра Фанни, мы знаем, что уже в тринадцать лет Феликс разработал почти все жанры вокально-инструментальной музыки.

Параллельно фортепианным идут серьёзные занятия теоретическими дисциплинами. Карл Цельтер, образованный музыкант, в своей педагогической системе, музыкально-эстетических вкусах проявил некоторую односторонность и консерватизм. Только музыка до бетховенского периода заслуживала его полное признание. Цельтер прекрасно знал творчество И. С. Баха, в том числе и его почти неизвестные в то время духовные сочинения. Влияние Цельтера серьёзно сказалось на складывавшихся в эту пору художественных вкусах и склонностях юного музыканта. Положительным результатом занятий с Цельтером было крепкое профессиональное образование, умение облекать свои замыслы в красивые, гармонически уравновешенные формы.

Среда, в которой воспитывался музыкант, весьма способствовала быстрому духовному и творческому созреванию. Открытый культурный дом Мендельсонов был притягательным местом, где собирались представители интеллигенции того времени, выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. В числе посетителей воскресных собраний салона Мендельсонов были Генрих Гейне, Гегель, Гофман, братья Гумбольдты, Вебер, Мошелес, Гуммель и многие другие. Некоторые из возникших здесь знакомств юного Мендельсона со временем перешли в тёплые дружеские отношения.

Под воздействием просвещённой среды, окружавшей Мендельсона с юных лет, формировались этико-эстетические взгляды и представления будущего просветителя и музыкально-общественного деятеля.

1824 год принёс богатые плоды. Кроме Первой симфонии к ним относятся: Второй концерт для двух фортепиано и оркестра, а также фортепианный секстет и несколько других произведений. В октябре 1825 года к ним добавился его знаменитый «струнный» октет. Весьма своеобразный по своему составу октет свидетельствует о таком мастерстве, что даёт основание для сравнения с Моцартом или Бетховеном.

Превзошла его по гениальности только увертюра к комедии «Сон в летнюю ночь», которую Мендельсон написал летом 1826 года за несколько недель. Это произведение, включающее в себя хорошо всем известный «Свадебный марш», длится всего 12 минут и уводит нас в сказочный мир Шекспира. Оно принесло Мендельсону мировую славу. Цельтер описывает это произведение так: «В пьесе «Сон в летнюю ночь» главная мысль находится за пределами музыки. Пьесу не должно знать, ее нужно знать. Она врывается, как метеор, как воздух, подобно туче комаров».

11 мая 1829 года произошло важное музыкально-историческое событие - первое концертное исполнение «Страстей по Матфею» Иоганна Баха. Дирижировал в Берлинской Певческой академии двадцатилетний Мендельсон. Ноты произведения Баха Феликс получил от бабушки. Впечатление от этой постановки было настолько сильным, что Певческая академия решила теперь включать в свой репертуар «Страсти по Матфею» каждый год. Этим молодой Мендельсон дал решительный импульс к возрождению Баха в XIX веке, а сам получил международное признание.

В апреле 1829 года он поехал в Англию. Это было его первое заграничное путешествие. Заграничная концертная деятельность в качестве пианиста, дирижёра, композитора принесла ему имя одного из лучших музыкантов Европы.

Первые лондонские дебюты состоялись летом 1829 года. Мнение музыкальных кругов Лондона стараниями Мошелеса и других друзей Мендельсона было заранее подготовлено, и Лондон встретил молодого музыканта с исключительным радушием и благожелательностью. В лондонских концертах Мендельсон выступал не только как пианист и дирижёр-исполнитель чужих произведений, но и как автор собственных многочисленных произведений.

Уже через несколько недель Феликс праздновал первый успех после исполнения своей симфонии. Этим произведением, которое он написал в 15 лет, и написанным годом раньше концертом для двух фортепьяно с оркестром Мендельсон завоевал сердце Англии, и она стала его второй музыкальной родиной. Почти двадцать лет спустя Шопен во время своего пребывания в Англии иронически отмечает: «...чтобы иметь большой успех в Лондоне, надо играть Мендельсона». В свою очередь, Мендельсон отдавал предпочтение Лондону перед другими городами и странами Европы. Он неоднократно ездил туда в последующие годы и многие из его значительных сочинений впервые исполнялись в Англии.

Феликс Мендельсон. Симфония №3 «Шотландская»:

Прослушивание
Часть I. Andante con moto, Allegro un poco

Прослушивание
Часть II. Vivace non troppo

Прослушивание
Часть III. Adagio

Прослушивание
Часть IV. Allegro vivacissimo, Allegro maestoso

В этот период Мендельсон путешествовал по Шотландии, Ирландии, Швейцарии. История Шотландии вдохновила его на сочинение грандиозной «Шотландской симфонии».

8 мая 1830 года наступил, наконец, момент, когда он мог снова отправиться в запланированное большое путешествие по Европе: Мюнхен, Париж, Зальцбург, Вена. В начале октября он ступил на землю Италии. Через Венецию и Флоренцию приехал в Рим, где остался на всю зиму. В Риме он продолжал работать: сочинял увертюру «Гебриды» и музыку к «Первой Вальпургиевой ночи».

Яркая, многокрасочная природа Италии, великолепные памятники искусства, собранные во дворцах и музеях, живейшим образом волновали Мендельсона. Он восхищался картинами Тициана в музеях Венеции, собранием галереи Уфиции во Флоренции. Особенно действовала на него величественная красота Рима, где он прожил дольше, чем в других городах Италии. Здесь, как и везде, жизнь Мендельсона сопровождалась блестящими артистическими успехами, встречами и знакомствами. Встреча Мендельсона с Берлиозом, так же как и с Глинкой, не возбудила в нём заметного интереса. Знакомство с музыкой Берлиоза вызвало резко отрицательное отношение. Повышенную требовательность Берлиоза не удовлетворяло и музыкальное творчество современной Италии.

Зато с истинным энтузиазмом Мендельсон принялся за изучение старинной итальянской церковной музыки. Полная ярких впечатлений жизнь в Италии вызвала в Мендельсоне прилив творческих сил. Появляется ряд произведений и художественных замыслов, навеянных образами Италии. Наиболее интересны симфония ля мажор, так называемая «Итальянская», первая тетрадь фортепианных пьес «Песни без слов», вокальная баллада с хором «Вальпургиева ночь» на текст Гёте.

Назад его путь пролегал через Милан и Швейцарию. Прибыв в Мюнхен, он почувствовал себя «По-домашнему уютно». Его сердце пылало любовью к красивой Дельфине фон Шаурот. Ей он посвятил свой клавирный концерт, который быстро написал на бумаге и исполнил в присутствии баварского короля.

Но недолго пробыв в Мюнхене, Мендельсон снова отправляется в дорогу - в Париж. В эти годы бурного расцвета романтического искусства Париж был центром деятельности крупнейших представителей этого направления. Здесь Мендельсон добивается успеха как пианист, но не как композитор.

Если его увертюра «Сон в летнюю ночь» имела небольшой успех, то с «Реформационной симфонией» было ещё хуже. Так как оркестр уже на второй репетиции отклонил её как слишком «схоластичную», проект провалился. Это было первое большое разочарование избалованного успехом художника, которое так глубоко уязвило его, что он в письмах своей семье лишь туманно намекал об этом. Вскоре после этого первого музыкального поражения он получает одну за другой печальные известия. Сначала ему сообщили о смерти любимого друга юности Эдуарда Ритца, а затем - Гёте, по-отечески преданного друга.

Сам Мендельсон во время пребывания в Париже заболевает холерой. Он пишет о «Тотальной болезни, которая в последние недели приковала его к постели».

Без сожаления оставил он Париж для новых лондонских триумфов, которые приносили несравненно больше радости и удовлетворения. Пробыв в Лондоне несколько месяцев, Мендельсон возвратился на родину в Берлин, так как оттуда пришло новое печальное известие - умер Цельтер, который пережил своего друга Гёте только на несколько недель. Таким образом, Феликс за короткое время потерял двух покровителей.

После смерти Цельтера освободилось место руководителя Певческой академии. Для отца Мендельсона было ясно, что его сын как бывший ученик Цельтера должен занять это место. 25 июня 1832 года Мендельсон возвращается в Берлин. Но его кандидатура была отстранена. Несмотря на значительные заслуги в пропаганде немецкой музыки, имя прославленного артиста, официальные круги Берлина предпочли посредственного ремесленника Раунгагена еврею Мендельсону. Перенесённое оскорбление Мендельсон долго не мог забыть и впоследствии крайне неохотно принимал разные заманчивые предложения из Берлина.

Вскоре пришло ещё одно приглашение в Дюссельдорф на музыкальный Нижнерейнский фестиваль в качестве дирижёра. Из всех немецких музыкальных фестивалей этот, основанный в 1817 году, был, бесспорно, самым значительным. Ещё до начала фестиваля с Мендельсоном был заключён договор, согласно которому он становился музыкальным руководителем Дюссельдорфа. Его пребывание на этом посту длилось около двух лет.

В октябре 1833 года он с лучшими намерениями начал работать в Дюссельдорфе, но вскоре узнал, что едва ли может реализовать свои планы из-за очень плохого оркестра. В остальном же в Дюссельдорфе он твёрдо встал на ноги. После того как он освободился от директорской нагрузки, снова мог больше времени уделять композиторской деятельности. Поставив своей задачей пропаганду музыкальной классики, Мендельсон с характерной для него последовательностью и принципиальностью начал работать над обновлением репертуара. В Дюссельдорфе звучала музыка Палестрины, Орландо Лассо, оратории Генделя, монументальные произведения Баха.

Прослушивание
Феликс Мендельсон. Песня без слов №30 ля мажор «Весенняя песня»

Несмотря на многообразие обязанностей, у Мендельсона оставалось достаточно времени, которое он посвящал творчеству. В это время появились части его оратории «Павел», новые клавирштюки и хоры, а также несколько «Песен без слов». «Весенняя песня» из этого сборника стала вскоре известной и любимой во всем мире.

Весной 1835 года Мендельсон решил расторгнуть договор с Дюссельдорфом. Его прощание было не очень тяжёлым ещё и потому, что уже в январе 1835 года пришло приглашение из Лейпцига занять место музыкального директора. Лейпциг - крупнейший торговый и промышленный центр Германии, сосредоточие книгопечатания и издательских фирм, старинный очаг немецкой культуры.

Мендельсон в 26 лет стал самым молодым композитором, который когда-либо занимал столь ответственный пост. С этого времени вся жизнь Мендельсона - композитора, исполнителя, организатора - тесно переплетается с музыкальной жизнью этого города. Началась новая глава славной истории концертов Лейпцигского Гевандхауза. Со свойственным ему «магнетическим красноречием языка жестов» он смог подчинить себе музыкантов, которые даже не заметили этого.

На посту дирижёра Гевандхауза Мендельсон восстановил и ввёл в концертные программы много великих, но забытых и редко исполняемых произведений: «Страсти по Матфею» И. С. Баха, оратории Генделя, симфонии и оратории Генделя, «Сотворение мира» Гайдна и другие. К участию в концертах Гевандхауза Мендельсон привлекал выдающихся исполнителей и композиторов, немецких и зарубежных.

И надо же, чтобы именно в начале полной надежд деятельности в Лейпциге его постиг удар судьбы, удар, который он едва смог пережить, - в ноябре 1835 года умер его отец.

Сесиль Жанрено, жена Феликса Мендельсона-Бартольди (портрет кисти Эдуарда Магнуса, 1846 г.)Во время печального Рождества этого года мать взяла с него обещание скорее найти «Подходящую женщину». Он встретил вскоре такую женщину. Ее звали Сесиль Жанрено. Она происходила из зажиточной семьи гугенотов. 9 сентября они обручились. Сесиль была красивой, молодой, с приятным характером и очаровательными манерами, но недостаточно умной для Феликса, на что он не обращал ни малейшего внимания, так как высокообразованные женщины были ему отвратительны. Она совместила в себе любовницу, супругу и сестру одновременно и смогла вернуть ему счастье юных лет. Сесиль родила ему пятерых детей. Гармоничная семейная жизнь окрылила Мендельсона на воплощение новых композиторских замыслов, среди которых в первую очередь можно назвать струнные квартеты. Семейная жизнь сделала его более счастливым, чем жизнь музыкальная. Как композитора от посредственности его удерживала высокая техничность, а также хороший вкус. Примером может служить концерт для фортепиано, с которого началась его так называемая «обывательская жизнь».

После возвращения из свадебного путешествия он принял руководство фестивалем в Бирмингеме, взвалив на себя тем самым тяжёлую ношу. И в дальнейшем он организовывал фестивали в Бирмингеме, Дюссельдорфе, Аахене, руководил церковным хором в Берлине, директорствовал во Франкфурте - это лишь некоторые дела Мендельсона в эти годы. Он постоянно переезжает из одного места в другое. Наконец королю Саксонии удалось уговорить Мендельсона в середине августа 1845 года снова вернуться в Лейпциг. Он был назначен руководителем концертов Гевандхауза и сохранил этот пост до самой смерти.

Неутомимость Мендельсона трудно понять. Может быть, причиной этого деятельного беспокойства был неосознанный страх смерти, от которого он спасался бегством в кипучую деятельность. Однако, несмотря на многочисленные обязанности директора, дирижёра и пианиста, он продолжал сочинять.

Летом 1844 года Мендельсон завершил концерт для скрипки. До сих пор этот концерт остаётся самым любимым произведением скрипачей и публики.

И, наконец, он работал над окончанием «Илии» по Альфреду Эйнштейну, самой большой оратории XIX века. О премьере «Илии» Мендельсон писал своему брату: «Ещё никогда первое исполнение моего произведения не проходило так превосходно. Все три с половиной часа, которые она продолжалась, большой зал с двумя тысячами слушателей, весь оркестр, все были в таком напряжении, что не было слышно ни единого шороха».

Из-за усиливающихся раздражительности и головных болей врач запретил ему публичные выступления. Как пианист в последний раз он выступал 19 июля 1846 года на благотворительном концерте, где играл вместе с Фердинандом Давидом «Крейцерову сонату» Бетховена. 17 мая 1847 композитор получил ужасную новость: в Берлине от инсульта внезапно умерла его любимая сестра Фанни, его второе «я». С утратой Фанни, которая после смерти родителей символизировала для него семью, он потерял самого себя.

Оставшиеся ему пять месяцев жизни были отмечены напрасной борьбой с усиливавшейся утомляемостью. Вся глубина душевных переживаний выразилась в его последнем большом произведении, которое он написал в Интерлакине в Швейцарии после утраты сестры. Это самое мрачное из всех его сочинений - струнный квартет, который называется «Реквием для Фанни».

В последние свои дни он лежал в полубессознательном состоянии, отвечал только «да» и «нет», и однажды, когда Сесиль нежно спросила, как он себя чувствует, ответил: «Устал, очень устал». Он спокойно заснул. Вечером 4 ноября 1847 года дыхание остановилось, и жизнь покинула его.

Место и положение Мендельсона в истории немецкой музыки верно определено П. И. Чайковским. Мендельсон, по его словам, «всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен, - но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-профессионалов немецкой школы».

Композиторы и исполнители