Серенада

Серенада

ПЕСНЯ - ТАНЕЦ - МАРШ

Серенада

Франц Шуберт. Серенада;
Йозеф Гайдн. Серенада для струнного оркестра;
Феликс Мендельсон. Песня без слов, «Весенняя»;
Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада.

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с разновидностью песенного жанра - с серенадой.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знакомы с разными песнями и романсами. Знаете, что песня и романс (вокальные произведения) могут быть написаны и для музыкальных инструментов, без пения. В таких инструментальных произведениях пение заменяет яркая мелодия, которую играет какой-нибудь музыкальный инструмент (или несколько инструментов).

У немецкого композитора Феликса Мендельсона есть целый сборник пьес (около пятидесяти произведений), который называется «Песни без слов». Эти песни написаны для фортепиано, в каждой из них есть красивая, певучая мелодия, которую «поёт» фортепиано. (Звучит одна из «Песен без слов» Ф. Мендельсона, например, «Весенняя» - игривая, светлая, нежная.)

Сегодня я расскажу вам ещё об одной разновидности песни - серенаде. Слово серенада произошло от итальянского слова serenata, что означает «ясный, открытый», и от латинского sera (hora) - «поздний» (час). Слово серенада означает - пение на открытом воздухе, вечером или ночью (в поздний час). Серенады раньше распевали под окнами возлюбленных под аккомпанемент щипковых музыкальных инструментов - лютни, мандолины, гитары. (Звучит фрагмент какой-либо вокальной серенады.)

Серенады, так же как песни и романсы (вокальные произведения), существуют и в виде инструментальных пьес для сольных инструментов или оркестра. Это пьесы лирического характера с яркой, песенной мелодией, похожие на вокальные серенады – любовные песни. Иногда композиторы делали переложения (обработки) вокальной серенады для музыкальных инструментов.

Послушайте серенаду Ф. Шуберта, которая существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра. Какая нежная, светлая и одновременно печальная музыка! (Звучит пьеса.) В этой музыке выражены и грусть, и волнение, и радость, и нежность. (Пьеса звучит повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных интонаций, выразительные средства музыки.

Ход занятия:

Педагог исполняет пьесу, дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Я рассказывала вам, что в старые времена серенады пели под окнами любимых дам под аккомпанемент гитары или старинных инструментов, ее предшественников – мандолины и лютни.

Серенада всегда начинается со вступления. Прислушайтесь, отрывистые звуки аккомпанемента напоминают нежные, тихие звуки щипковых инструментов, например гитары. (Исполняет вступление и отдельно фрагмент аккомпанемента.)

Мелодия серенады гибкая, извилистая (играет фрагмент мелодии). В ней переданы разные чувства - устремлённость, взволнованность, порывистость и печаль. Прислушайтесь, вначале мелодия устремляется вверх, в ней встречаются широкие ходы (играет 5-6-й такты), а заканчивается она спускающимися вниз грустными, неуверенными интонациями (играет 7-8-й такты).

Эти грустные интонации повторяются как отзвук в высоком регистре - тихо, печально, нежно (играет 9-10-й такты).

Во второй фазе скачки в мелодии становятся ещё шире, она звучит с ещё большей проникновенностью, пылкостью, теплотой, открытостью чувства и вновь сникает. (Играет 11-16-й такты.)  

Эта мелодия похожа на запев песни. Припев ее звучит то настойчиво, ярко, порывисто, то с нежностью и печалью. (Играет 17-28-й такты.)

Эти две мелодии, похожие на запев и припев песни, повторяются ещё раз после фортепианного проигрыша. (Играет 29-36-й такты.)

Послушайте, в этом проигрыше все время мелькает, меняется то светлое, то печальное настроение. (Играет фрагмент повторно, обращая внимание детей на смену лада.)

Самое напряжённое, взволнованное, яркое место (кульминация пьесы) звучит ближе к концу - оживлённо, трепетно, радостно, восторженно, горячо, счастливо. (Играет 37-48-й такты).

В заключении наступает просветление. Музыка звучит ласково, успокоенно. Грусть и свет сочетаются в этой серенаде. (Исполняет фрагмент заключения и пьесу целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Сравнить фортепианное и оркестровое исполнение серенады Ф. Шуберта. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, различать оттенки настроений музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня вы услышите серенаду Ф. Шуберта в исполнении оркестра. Прислушайтесь: солируют струнные инструменты с тёплым, светлым, ясным тембром. (Звучит запись.) Мелодию играет скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют ей щипками, изображая гитару. Этот приём игры на струнных инструментах (щипком) называется пиццикато. (Повторно звучит запись.) 

А сейчас послушайте серенаду Й. Гайдна для струнного оркестра. Она совсем другая по характеру - танцевальная, радостная, светлая, изящная, грациозная. (Звучит запись.) В этой серенаде, как и в серенаде Ф. Шуберта, мелодию ведёт скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют ей нежно, воздушно, отрывисто, играют приёмом пиццикато. (Звучит запись).

 

Дополнительный материал

Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф, был солнечным мальчиком.  Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее  солнышко. Потому что в нем жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла все его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом. Как это может быть? -  спросите вы, мои дорогие? Очень просто! Просто Вольф с самого рождения мог слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку, радоваться этому,  и радовать других! Ведь композитор должен записать звуки, которые   услышал, чтобы могли исполнить и  послушать другие, то есть мы с вами. Но Дар  слышать  это не только подарок и доверие Бога, но ещё и великий труд.   Одарённый Богом человек должен бережно хранить свой талант и оберегать от лени,  гордыни, фальши и пошлости,  никогда не жалеть себя и не роптать на свою судьбу.  Моцарт покорился  своей судьбе с благодарностью. Он не мог жить без музыки.

Слушайте, слушайте музыку  Моцарта!  «Маленькую ночную серенаду» или… «Фантазию ре-минор»  или… Да все что угодно! Музыка Моцарта вся прекрасна, и не оставит равнодушным никого.   Может быть,  так поют Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая новую жизнь в наших порой застывших сердцах!  И как только  ваших ушей коснутся эти волшебные звуки, над вами тут же раскроется тот разноцветный зонтик с множеством самых разнообразных  сказок, которые только существуют на свете! Не волнуйтесь, они обязательно все со счастливым концом! И в вашей комнате обязательно запрыгают по стенам солнечные зайчики!

Так же могут прозвучать в сравнении и другие серенады, например «Меланхолическая серенада» П. Чайковского, Р. Леонкавалло «Утренняя серенада». На последующих занятиях детям предлагается передать характер пьес в движениях.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Гайдн. Серенада, mp3;
    Леонкавалло. Утренняя серенада, mp3;
    Мендельсон. Песня без слов № 6 ля мажор «Весенняя», mp3;
    Шуберт. Серенада (в исп. И. Архиповой), mp3;
    Шуберт. Серенада (в исп. симф. оркестра), mp3;
    Шуберт. Серенада (в исп. ф-но с оркестром), mp3;
    Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
    Тозелли. Серенада, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители