Скарлатти Доменико

Доменико Скарлатти (портрет кисти Доминго Антонио Веласко, 1738 г.)Доменико Скарлатти (26 октября 1685 г. - 23 июля 1757 г.), итальянский композитор и клавесинист.

Из всей династии Скарлатти - одной из самых выдающихся в музыкальной истории - наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Доменико Скарлатти вошёл, прежде всего, как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Доменико Скарлатти родился в Неаполе в 1685 году. В том же году родились двое других мастеров барокко – Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменика был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филипп о Скарлатти, который также был музыкантом. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменика был его отец – Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Доменико стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701 году. В 1704 году он перерабатывает оперу Карл о Франческа Поллароло для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах жизни ничего не известно. В 1709 году он приезжает в Рим служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании, где встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, благодаря которому несколько позднее сонаты Скарлатти были восторженно приняты в Лондоне. Будучи великолепным клавесинистом, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан в игре на этом инструменте лучше Генделя, но хуже Генделя в игре на органе. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С 1715 по 1719 год он был капельмейстером в соборе Святого Петра. В последний год уехал в Лондон, где поставил свою оперу «Narcisco» в королевском театре.

В 1720 или 1721 годах Скарлатти приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 году он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 году он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко.

В 1733 музыкант приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остаётся в Испании, где у него рождается пять детей.

После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году он снова женится на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доменико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдена большая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ «Упражнения». Сборник с восторгом был принят по всей Европе и отмечен выдающимся музыкальным критиком XVIII века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют одночастную форму, с неизменяемым темпом и являются образцом старинной двухчастной формы. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

На творчество Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. Доменико Скарлатти предвосхитил в своих произведениях множество элементов формы, текстуры и стиля музыки классицизма.

Менее известны сочинения Скарлатти в других жанрах. Среди них - несколько опер, в том числе «Фетида на Скиросе». Сонаты Доменико Скарлатти записывали многие клавесинисты и пианисты.

Скотт Росс (англ. Scott Ross) записал все 555 сонат на 34 СD-дисках. Большинство из них исполнены на клавесине, но те сонаты, которые считаются музыковедами инструментальными, исполнены на органе.

Из клавесинистов сонаты Скарлатти исполняли Ванда Ландовска, Густав Леонхардт, Пьер Антай, Ральф Киркпатрик. Киркпатрик также известен как исследователь творчества Скарлатти, опубликовавший собственную редакцию сонат мастера.

Владимир Горовиц записал сонаты ре мажор, ля мажор, ля минор, ре мажор, фа мажор, фа минор, соль мажор, ре мажор, ми мажор, фа-диез мажор, ми минор, ре мажор и фа минор. Они были исполнены не на клавесине, а на современном рояле фирмы Стейнвей. Исполнение Горовица, пианиста, репертуар которого составляли в основном произведения эпохи романтизма, вызвало множество споров и дискуссий. Также на рояле Горовиц сделал запись сонат Клементи. Перед записью Скарлатти он консультировался с Ральфом Киркпатриком.

Из пианистов сонаты Скарлатти записывали Марта Аргерих, Артуро Бенедетти Микеланджели, Дину Липатти, Михаил Плетнев, Эмиль Гилельс, Клара Хаскил, Мюррей Перайя, Николай Демиденко, Андраш Шифф, Кристиан Захариас (Christian Zacharias) и Иво Погорелич. Большую ценность представляет запись некоторых сонат в исполнении Белы Бартока.

Некоторые клавишные сонаты Скарлатти записали бразильские гитаристы-виртуозы братья Ассад (Серджио и Одаир).

Композиторы и исполнители