Музыкальные инструменты: Клавишные инструменты

Музыкальные инструменты: Клавишные инструменты

Музыкальные инструменты. Клавишные инструменты

Итак, мы с вами выяснили, что по способам извлечения звука музыкальные инструменты делятся на три больших семейства: струнные, духовые и ударные. Но есть музыкальные инструменты, которые как бы не укладываются в обычные рамки.

Орган. Конечно, вы знаете этот инструмент. Его называют королём музыкальных инструментов и обращаются к нему: «Его величество орган». То, что нам видно из зала, называется фасадом органа. Он состоит из нескольких десятков труб. Они расположены несколькими группами, а в каждой группе ещё и выстроены по росту, образуя по-настоящему неповторимое художественное произведение. Потому что ни в каком другом зале фасад не выглядит одинаково. Трудно представить себе, какая громада скрывается за этим изящным фасадом. Даже трудно определить – инструмент это или машина.

Слушание: Орган, диапазон инструмента.

Главный принцип органа – определённое количество труб, каждая из которых издаёт один единственный звук. Этот принцип лежит в основе и флейты Пана, или Сиринкс: каждая её трубка тоже издаёт один звук. Но сравнить её с органом нельзя.

Только когда к нему приспособили машину, он по-настоящему превратился в орган. Сначала воздух в трубы органа нагнетали при помощи мехов, таких же, как те, которыми кузнец раздувал огонь в своём горне. Во II в. до н. э. в Александрии изобрели орган, воздух в который нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал равномерно, и звук становился лучше и ровнее.

С веками инструмент усовершенствовался. Появился исполнительский пульт или кафедра перед ним. Это настоящий пульт управления. На нём кроме клавиатур размещено более двухсот разных элементов - кнопок, рычагов, лампочек. Кафедра имеет четыре ручные клавиатуры – они называются мануалами.

Слушание: Орган, звучание педали.

Есть и ножная клавиатура - педаль, клавиши у которой большие, длинные, широко расставлены, чтобы музыкант не задевал случайно другую. С помощью педалей извлекаются самые низкие звуки.

Конечно, современный орган не похож на флейту Пана. В нём звучат металлические трубы. Иногда их несколько тысяч. Если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на инструменте с несколькими тысячами клавиш играть было бы невозможно. Поэтому над клавиатурами установили регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише соответствует несколько десятков или даже сотен труб. Они издают один звук, но имеют разный тембр. Благодаря этому орган может подражать звучанию флейты, гобоя, даже пению птиц.

Так что у нас получается, к какому семейству мы отнесём орган? У него есть трубы, в которые вдувается воздух, есть специальные клапаны внутри труб, как и у некоторых духовых инструментов. Но эти клапаны открываются или закрываются при нажатии на клавишу. В общем, получается, что это инструмент духовой и клавишный одновременно.

В средние века орган привлёк к себе внимание церкви. Его торжественное и мощное звучание очень подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами.

У нас в России орган был больше светским, а не церковным инструментом, потому что в православной церкви, в отличие от церкви католической, он не используется.

Слушание: Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия соль мажор.

Много великолепной музыки было написано для этого инструмента. Лучшие композиторы мира служили церковными музыкантами, в том числе И. С. Бах.

Принцип органа лежал и в основе русских роговых оркестров. Они были очень популярны в поместьях богатых русских вельмож в XVIII в. Здесь тоже каждый рог издавал только один звук. Участниками таких оркестров в основном были крепостные крестьяне, которые не всегда были музыкантами. Многим хватало умения в нужный момент выдувать из своего рога его единственный звук. Это обычно делалось по команде, поэтому и помнить произведение наизусть было не обязательно. Труб разной величины в роговом оркестре было несколько десятков, а у богатого владельца - до трёхсот. Вот вам и орган.

Александр Сергеевич Грибоедов, замечательный русский писатель, дипломат, композитор и пианист, свободно играл на органе. Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольцем вступил в гусарский полк. Летом 1814 года этот полк стоял в Брест-Литовске, где произошло следующее. Грибоедов зашёл в монастырскую католическую церковь, пробрался на хоры к органу. Началась служба. Грибоедов долго её сопровождал как органист, а в конце к изумлению монахов заиграл «Камаринскую».

Слушание: Клавикорд, диапазон инструмента.

Клавикорд. Самый первый клавишный струнно-ударный – клавикорд – известен с XV века. Инструмент сохранял свою популярность более трёх столетий  и совершенствовался на протяжении всего этого времени. Звукоизвлечение на клавикорде представляет собой следующую картину: при нажатии клавиши укреплённый на её задней части металлический штифт (тангент) касается струны; чем сильнее удар по клавише (и давление тангента на струну), тем громче звук. Пока тангент прижат к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваться эффекта vibrato и даже имитировать crescendo.

На титульных листах сборников XVI века клавикорд указывался как возможная замена клавесину или вёрджинелу. По тем временам его звук представлялся настолько громким, что инструмент считался идеально подходящим для исполнения танцевальной музыки.

Пик популярности клавикорда приходится на середину XVIII века. В это время Карл Филипп Эммануэль Бах (1714-1788) весьма тепло высказался о нём в своём «Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Немецкие же поэты и музыканты эпохи Бури и натиска считали клавикорд наиболее приспособленным «для излияния душевных чувств». Тем не менее, к концу XVIII века он был совершенно вытеснен фортепиано.

Слушание: Йозеф Гайдн. Соната № 29 ми-бемоль мажор, I часть.

Слушание: Клавесин, диапазон инструмента.

Клавесин. Этот инструмент вы тоже наверняка знаете. У него несколько названий: клавицимбал, чембало, вирджинал и самое распространённое - клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на стол. Потом у него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны разной длины. Отсюда такая характерная форма клавесина. Вспомните, какой инструмент похож на клавесин? Конечно, рояль. У него тоже струны разной длины.

Как же на клавесине извлекался звук? Когда исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. То есть звук извлекался щипком. Правда, исполнитель не мог играть громче или тише. С какой бы силой он ни ударял по клавише, делал это резко или мягко звук не менялся. Со временем мастера стали придумывать различные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина. Например, устанавливали несколько клавиатур с разной силой звука. Или приспособили рычаг - педаль, которую нажимали ногой, чтобы сделать звук тише.

К какому же семейству мы отнесём клавесин? В нём есть струны, значит, это струнный инструмент. Звук извлекается щипком, то есть - щипковый. Но видели ли вы у струнных клавиши? А клавесин ещё и клавишный.

Этот инструмент был очень популярен в своё время. Его включали в различные ансамбли, в оркестре он исполнял партию сопровождения. Дирижёр в оркестре долгое время сидел за клавесином. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Клавесин широко использовали и как сольный инструмент в XVII-XVIII вв. Это было время, когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками и кринолинами. К этому галантному времени очень подходил тембр клавесина, напоминающий звучание струнных щипковых, но более полный и богатый. Для этого инструмента писали музыку знаменитые французские клавесинисты - Рамо, Куперен, Дакен.

Сегодня клавесин услышать можно редко. Послушайте его звучание в записи: Дакен «Курица», Куперен «Жницы», «Вязальщицы», «Флорентинка», «Бабочки».

Слушание: Доменико Скарлатти. Соната ре минор, II часть.

Слушание: Фортепиано, диапазон инструмента.

Фортепиано. Изобретение фортепиано принято связывать с именем итальянца Бартоломео Кристофори. Но не он один причастен к его рождению. Когда идея носится в воздухе, её могут воплотить почти одновременно разные люди. Так получилось и здесь. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шретер предложили свои конструкции нового инструмента. Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Вот откуда взялось название инструмента - пианофорте, а позже - фортепиано. Название это сохранилось и до наших дней, объединяя все струнные клавишные инструменты. Но мы их можем отнести и к ударным, ведь звук извлекается ударом молоточка по струне.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были несовершенны. Но шло время, новый инструмент улучшался, устройство его усложнялось, изменилось расположение струн.

У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все три струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.

Как же играет инструмент? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка-глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Значение демпфера очень велико. Если бы он все время лежал на струне, звук был бы глухим и коротким. А если бы демпфера совсем не было, струны вибрировали долго, и вместо музыки получилось бы сплошное гудение. Звук прекращается, когда мы отпускаем клавишу, потому что глушитель прижимает струну и заглушает звук.

Со временем у фортепиано появилась ещё одна педаль, расположенная: справа. Она отводит демпфер от струн. Можно нажать эту педаль, отпустить клавишу, а звук будет всё равно тянуться, пока не угаснет, потому что эта педаль держит глушители, не пуская их на место. Благодаря: этому в фортепианной музыке появились новые возможности.

Слушание: Клод Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты».

Слушание: Рояль, диапазон инструмента.

В XIX в. фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано). Рояль - это концертный инструмент.

Слушание: Фредерик Шопен. Ноктюрн № 19 ми минор.

Слушание: Пианино, диапазон инструмента.

Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

У фортепиано огромные, поистине безграничные возможности. Оно охватывает диапазоны всех музыкальных инструментов. У него огромный размах силы звука: от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр.

Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты. Достаточно назвать Бетховена, Шопена, Шуберта, Рахманинова, Скрябина. Слушать этот инструмент можно бесконечно.

Слушание: Людвиг ван Бетховен. «К Элизе».


Вопросы и задания:

  1. Какой из клавишных инструментов является самым молодым?
  2. Что такое педаль у органа?
  3. Назовите, принципы каких групп инструментов объединяют в себе клавишные?
  4. Перечислите имена французских композиторов-клавесинистов.
  5. Какие разновидности фортепиано вы знаете?
  6. Какой инструмент создал Бартоломео Кристофори?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 33 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Орган, диапазон инструмента, mp3;
    Орган, звучание педали, mp3;
    Клавикорд, диапазон инструмента, mp3;
    Клавесин, диапазон инструмента, mp3;
    Фортепиано, диапазон инструмента, mp3;
    Рояль, диапазон инструмента, mp3;
    Пианино, диапазон инструмента, mp3;
    Бах. Прелюдия соль мажор, mp3;
    Гайдн. Соната № 29 ми-бемоль мажор, I часть, mp3;
    Скарлатти. Соната ре минор,  II часть, mp3;
    Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», mp3;
    Шопен. Ноктюрн № 19 ми минор, mp3;
    Бетховен. «К Элизе», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители