«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

Содержание:

  1. Роль оперы в жизни итальянского народа.
  2. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками.
  3. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди - сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе.

Музыкальный материал:

  1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (слушание);
  2. «В путь». Итальянская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное музыкальное творчество народов мира.
  2. Распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди).
  3. Узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения.

В контексте истории

Для итальянского народа опера является одним из любимых музыкальных жанров. Захватывающие сюжеты, пышные декорации, прекрасное исполнение издавна сделали оперу всеобщим предметом поклонения.

Опера. А что это такое?
Ну, прежде всего это театральное представление. На сцене происходят какие-то события, участников этих событий изображают актёры. Декорации, костюмы, свет - всё это, как в любом театре.
Чем же отличается этот спектакль от спектаклей драматического театра? Тем, что он музыкальный. Главное в нём - музыка. Ей подчинено всё. И дело не только в том, что актёры, вместо того чтобы говорить, поют. Всё, что происходит на сцене, раскрывается и в музыке – характеры героев и основная мысль, идея всего произведения.
Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянском городе Флоренции. Позже опера получила распространение во многих странах Европы, в том числе, с середины XVIII века, и в России. Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев…

По традиции посещать оперные театры могли все слои общества. Аристократические семьи располагались в богатых ложах. В партере находились служащие и офицеры. Бедняки толпились на галёрке. (Галёрка – верхний ярус театра).

Каждое новое произведение темпераментные итальянцы воспринимали крайне эмоционально. Если музыка и исполнение нравились публике, взрывам одобрительных аплодисментов не было конца. Однако в случае неуспеха «в награду» артистам нередко доставались бранные выкрики и гневный топот.

Любовь итальянцев к опере объясняется и другой важной причиной. В XVIII веке север Италии был захвачен австрийскими войсками. Чтобы удержать власть, новые правители ввели запреты на свободу слова, на издание патриотических газет и журналов. По счастью, запреты не коснулись музыкальных театров. Враги считали, что опера – всего лишь пустая забава итальянских богачей.

Расчёт оказался неверным: ведь музыка обладает огромной силой человеческого объединения!

Именно в это время на сцене знаменитого театра «Ла Скала» (по-итальянски «скала» - «лестница») ставятся оперы Джузеппе Верди.

В своей музыке композитор сумел передать переживания и надежды итальянского народа. Пламенность чувств, призыв к борьбе он отразил в ярких запоминающихся мелодиях, энергичных ритмах. После спектаклей итальянцы повсюду распевали мелодии из опер Верди, выражающие стремление к свободе.

Биография

Джузеппе Верди родился в маленькой деревушке неподалёку от города Буссето, где его отец был трактирщиком. Первым инструментом, на котором мальчик научился играть, был старый спинет (предшественник клавесина). Учил будущего композитора органист деревенской церкви Байстрокки.

Занятия музыкой Верди не прекратил и вовремя учёбы в школе, после окончания, которой поступил на службу в контору купца Антонио Барецци. Хозяин Верди был большим любителем музыки, и именно в его доме проявилась необычайная музыкальная одарённость юноши.
Работая у купца, Верди уже в 15 лет не только играл на органе в городском соборе, но и дирижировал городским филармоническим оркестром, заменяя штатного дирижёра.

В 1831 году он получил стипендию и отправился поступать в Миланскую консерваторию. Однако его не приняли, поскольку он происходил из низшего сословия, поэтому пришлось брать частные уроки у дирижёра театра «Ла Скала» Винченцо Лавинья.

Именно в это время Верди пришлось заменить своего учителя во время одного из концертов. Выступление Верди прошло настолько успешно, что дирекция театра заказала ему сочинение оперы. Однако материальные условия вынудили Верди занять должность директора филармонического общества в Буссето. Одновременно он подрабатывал в том же городе церковным органистом.

Концерты с участием Верди были настолько популярными, что в церковь, где он играл, собирались жители со всего города. Поворотным в жизни будущего композитора стал 1839 год, когда на сцене «Ла Скала» состоялась премьера его первой оперы «Оберто». Она прошла с огромным успехом, после чего Верди получил заказ написать ещё несколько опер.

В 1842 году вся Италия аплодировала новым операм композитора – «Набукко» и «Ломбардцы в крестовом походе». Тема освобождения от вражеского гнёта, звучавшая в их музыке, вызвала огромный политический резонанс. Оперы Верди стали такими популярными, что их одновременно поставили в нескольких городах Италии. На сцене Лондонского театра прозвучала его опера «Макбет».

Верди стал живым классиком итальянской музыки. Менее чем за десять лет он написал восемь опер, каждая из которых явилась шедевром этого жанра. Среди них – «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад», «Сицилийская вечерня».
Любопытно, что в России оперы Верди далеко не сразу были приняты публикой. Даже крупные композиторы и критики - В. Стасов, А. Серов, П. Чайковский - лишь какое-то время спустя оценили их достоинства. Причина была в том, что напряжённая драматургия и яркая музыка требовали незаурядных способностей, что оказалось не по силам, имевшимся в то время в России певцам и исполнителям.

В следующее десятилетие творчество Верди было менее интенсивным. Но каждая из его опер представляла собой монументальное произведение. Центральное место занимают оперы «Дон Карлос» по драме Ф. Шиллера, а также «Аида» по египетской легенде.
Оперы поражают своим размером, исполнение их длилось не менее пяти часов. Кроме того, был задействован большой состав инструментов и огромное количество исполнителей. Верди увлекался народными сценами, поэтому часто эти пьесы происходили в естественных декорациях: например, «Аида» часто ставилась вблизи Каира на фоне пирамид.

Верди стремился к созданию музыкальной драмы, где музыка и драматургия соединялись бы в единое целое и каждый герой получал бы завершённую музыкальную характеристику. Примером такой оперы является «Отелло» - последняя опера Верди, премьера которой состоялась в феврале 1887 года. Композитор сам руководил постановкой и даже показывал отдельные сцены актёрам, среди которых был великий итальянский певец Ф. Таманьо. Дирижировал оперой Артуро Тосканини.

Спектакль стал подлинным триумфом композитора. Все улицы вокруг театра были заполнены народом, и после окончания спектакля публика донесла Верди на руках до его дома.

Любовь к музыке великого композитора была всенародной. Известно, что в день его похорон все жители Милана вышли к театру «Ла Скала» проститься с маэстро. (Маэстро – почётное название выдающихся музыкантов, композиторов, художников.) В знак особого почтения во время траурной процессии лошадям специально подвязали тканью подковы, чтобы не было слышно цокота копыт.

Музыка Верди продолжает покорять сердца миллионов людей и поныне!

Звуки музыки

Марш из оперы Дж. Верди «Аида»

Действие оперы происходит в древнем Египте. Перед зрителями предстаёт красочное зрелище. Площадь, полная народу. На троне – царь Египта, окружённый жрецами, приближёнными, стражей. Грандиозный храм и триумфальная арка создают впечатление величия и могущества. Ликующая толпа встречает египетское войско, под предводительством Радомесом, после победы над Эфиопами. Музыка марша передаёт победный шаг воинов, гордость победителей, возвращающихся домой, радость встречающих.

Тема марша, воинственная и торжественно-ликующая, звучит у трубы в сопровождении оркестра. В ней слышатся энергичные фанфарные возгласы. (Фанфара – сигнальная труба.)

Весь марш строится на развитии этой темы. Композитор находит свежие и яркие краски для выражения в музыке торжественности и величия. В середине марша неожиданно сменяется тональность, вступает весь оркестр. Музыка становится ещё светлее и праздничнее.

Марш исполняет симфонический оркестр, а также духовой оркестр, размещённый прямо на сцене. Музыканты, облачённые в костюмы египтян, становятся участниками сценического действия.

Вопросы и задания:

  1. Почему для итальянского народа опера является одним из любимых музыкальных жанров?
  2. Послушайте марш из оперы «Аида». Её сюжет рассказывает о борьбе двух древних народов – Эфиопии и Египта. Звуки торжественного марша символизируют победу египтян. После прослушивания фрагмента постарайтесь ответить, почему итальянцы так горячо воспринимали музыку Верди. Какую огромную силу она заключает в себе?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Верди. Марш из оперы Аида, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители