Что такое гармония в музыке

Что такое гармония в музыке

Что такое гармония в музыке

Содержание:

  1. Многозначность понятия гармония.
  2. Что такое гармония в музыке.
  3. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

Музыкальный материал:

  1. И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание);
  2. Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.
  4. Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства.
  5. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?
Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,
узнать её происхождение и установить связь с другими силами,
которыми держится Вселенная.

Птолемей

«Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает?

Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.

Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.

В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие (благозвучный – приятный на слух). Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония.

Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре - так звук в музыке есть её ядро, из которого рождается музыкальное произведение. Однако любой произвольный порядок звуков ещё не является признаком гармонии. Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков.

Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.

Великий русский композитор М. И. Глинка о гармонии сказал так: «Дело гармонии дорисовать слушателям те черты, которых нет и не может быть в мелодии». Иными Словами - гармония как бы досказывает мысль, которая заключена в мелодии. Без помощи гармонии музыкальная мысль не может быть высказана полным голосом.

Гармония - одно из выразительнейших средств в музыке, это голоса и аккорды, сопровождающие мелодию. Они составляют с мелодией не только одно гармоническое целое, но поддерживают, дополняют и украшают её звучание.

Гармония ощутима в любом произведении. В самых высших своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы ощущаем отблеск неземной божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов - у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия.

Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И. С. Баха.

«Такого чуда, как Бах, не знает другое искусство. Уметь очистить человеческую природу так, что она приобретает божественные очертания, вложить духовное рвение в самые обыденные человеческие поступки, преходящему придать крылья вечности, обожествить земное и очеловечить божественное - вот что мог Бах - самое высокое и самое чистое, что дала музыка всех времён ...
Эта музыка - наилучший источник молодости. Она обновляет душу и располагает провести день в безмятежной и доверчивой радости».
(Х. М. Корредор)

Создавая свой цикл прелюдий и фуг, известный ныне всему миру под названием «Хорошо темперированный клавир», Бах ставил перед собой вполне определённую цель: познакомить играющих на клавире со всеми двадцатью четырьмя мажорными и минорными тональностями, многие из которых до того времени не были в употреблении.

«Хорошо темперированный клавир» справедливо считается своеобразной энциклопедией баховских образов. В редком разнообразии камерных форм «Хорошо темперированного клавира» раскрывает Бах большой и сложный мир человека, его художественно-поэтические представления, богатейшую область человеческих чувств.

Бах тонко использовал в прелюдии приёмы, идущие от лютневой музыки XVIII века (для щипковых инструментов характерна фактура из разложенных аккордов), ставшие уже традиционными в клавирной музыке.

Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой?

Слушание: И. Бах. Прелюдия До мажор. Хорошо темперированный клавир, том 1, BWV 846 в исп. Гарри Купера (клавесин)

Прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, ни темп ... Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь.

Вопросы и задания:

  1. Что мы называем музыкальной гармонией?
  2. Где, помимо музыки, проявляет себя гармония?
  3. Почему гармонию, как и мелодию, считают главным средством музыкальной выразительности?
  4. Что отличает характер Прелюдии до мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?
  5. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? Попробуйте объяснить, в чём проявляется эта созвучность? (Возможно повторное слушание по желанию педагога).

Слушание: И. Бах. Прелюдия До мажор. Хорошо темперированный клавир, том 1, BWV 846 в исп. Фридриха Гульда (фортепиано)

Композиторы и исполнители