День защитников Отечества. Праздник для мужчин

День защитников Отечества. Праздник для мужчин

День защитников Отечества. Праздник для мужчин

23 Февраля - и что дальше?

Конечно, этот праздник задумывался как день рождения Советской армии. Но народ, искренне любя свою армию, всё переиначил. Праздник получился не военным, а просто мужским. Сначала его ещё как-то пытались привязать к армии: дескать, все мальчики - будущие солдаты, а все мужчины служили в армии (хотя, конечно, не все). А теперь этот день и не пытается притворяться военным праздником. Мужчинам дарят подарки и говорят хорошие слова только потому, что они мужчины - сильные, надёжные, хорошие.

Наши предки такого праздника не знали. Нет указаний на славянские мужские праздники. Наверное, были какие-то священные действа, посвящённые Перуну и связанные с превращением мальчика в мужчину... но это были обряды, а не праздники. И в любом случае, нам о них точно ничего не известно.

Среди православных праздников тоже ничего подобного нет. Вот день Симеона Столпника, 1 сентября. В этот день начинались гулянья парней, записанных в старую армию, в рекруты. А в армии тогда долго служили, 25 лет, конечно, надо как следует погулять перед этим кошмаром, поэтому рекруты аж до ноября каждый день ходили в праздничной одежде... но речь не о том. Нет, день Симеона Столпника нельзя назвать аналогом Дня Советской армии. И мужским праздником тоже нельзя.

Может, подойдёт день Феодора Стратилата (8 июня по новому стилю)? Стратилат означает «воин», может, в этот день почитали солдат и офицеров? Ничего подобного. Стратилат оказался сугубо мирным - в этот день считалось благоприятным... рыть колодцы. Специалисты по колодезному делу считали этот день профессиональным праздником. А ещё в этот день начинали вывозить навоз на поля, вот это был праздник! Назывался он «навозница». Все обливались водой, подшучивали друг над другом, потом устраивали гуляния и вкусное, обильное застолье - чтоб удобренные навозом поля хорошо родили. Замечательный праздник, но ни к армии, ни к мужчинам отношения не имеет.

А вот ещё один подходящий святой - Георгий Победоносец. Воин, храбрец, змея погубил, царевну спас. Вообще-то, он был реальным человеком, родился в конце II века в Каппадокии (это область в Малой Азии). Был военачальником при императоре Диоклетиане, казнён в 303 году после пыток – за твёрдость в христианской вере. Русские люди сделали из него не просто святого, а настоящего мифического героя. Описывают, что у Георгия (Егория, или Юрия, Храброго) «по колена ноги в чистом серебре, по локоть руки в красном золоте, голова у Егория вся жемчужная, по всем Егории часты звёздочки». Или: «Во лбу красно солнышко, в затылочке светел месяц». По повелению Егория дремучие леса расступаются, высокие горы расходятся.

Казалось бы, вот подходящий покровитель для воинов, вот в какой день надо чествовать настоящих мужчин! А ничего подобного. Конечно, молились ему с просьбами об одолении врагов родной земли – змея победил, так обычные половцы или монголы ему нипочём. Но гораздо популярнее он был в качестве... покровителя скота и диких зверей! Историки пишут, что в обоих случаях (и как победитель змея, и как хозяин скота и диких зверей) Георгий выступил преемником языческих богов. Борьба со змеем унаследована им от Перуна, а с животными он ладит как преемник Велеса.

И все обряды, которые проводились в дни святого Георгия - это земледельческие и скотоводческие обряды, древние обряды плодородия. На Смоленщине в этот день женщины раздетыми катались по земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть хлеб скатывается в трубку». А в Тверской губернии решили не рисковать и смешать обе религии – христианскую и языческую. В этот день крестьяне катали по полю... священника! «Уж если и это не поможет, то мы и не знаем, что Егорию надо», - рассуждали они. В Пензенской губернии устраивали «обходы»: парень, разукрашенный зелёными ветками (чтоб все росло и зеленело), нёс большой пирог, а остальные пели песни:

Юрий, вставай рано, отмыкай землю,
Выпускай росу на тёплое лето,
На буйное жито, на ядренистое, на колосистое.

Рано утром в Юрьев день устраивали обряд первого выгона скота на пастбище, потому что считалось, что в этот день на рассвете сам Георгий Победоносец объезжает поля и «знакомится» со скотиной. Знакомую корову или козу он лучше убережёт от волка, думали люди.

Нет, день Георгия Победоносца на роль «предшественника» 23 Февраля никак не годится. Что-то не находится корней у современного праздника. Может, они и есть, но пока не нашлись. Всё равно хороший день.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Как родная меня мать провожала, mp3;
    Брейтбург. Русский парень, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Дополнительно в архив вложена минусовая фонограмма песни Кима Брейтбурга «Русский парень».

Композиторы и исполнители