Майкапар. Семимильные сапоги

Майкапар. Семимильные сапоги

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Самуил Майкапар. Семимильные сапоги

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки, различать средства выразительности, создающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знаете много сказок. Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, клубочек, указывающий дорогу, скатерть-самобранка, дубинка-драчун, шапка-невидимка ...

У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая называется «Семимильные сапоги». Семимильные сапоги встречаются в разных сказках, особенно у Шарля Перро.

Вы знаете сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик»? В ней рассказывается о том, как семимильные сапоги помогли детям спастись от Людоеда...

Было у дровосека пятеро сыновей. Жили они бедно. Дровосек брал сыновей в лес, чтобы они помогали ему в работе, собирая хворост. Самого младшего из детей звали Мальчик-с-пальчик. Хоть и не вышел Мальчик-с-пальчик ростом, но среди своих братьев был самым рассудительным и смышлёным.

Однажды случилось так, что дети отправились за хворостом одни. Чтобы не заблудиться. Мальчик-с-пальчик стал бросать за собой хлебные крошки – он надеялся, что по ним легко отыщет дорогу обратно.

Но лесные птицы склевали хлебные крошки, и дети заблудились. Было темно и страшно. Тогда Мальчик-с-пальчик влез на дерево и увидел вдалеке мерцающий свет. Через некоторое время усталые и голодные дети добрались до лесного дома.

- Ах, вы мои бедные! – воскликнула хозяйка. – Да знаете ли вы, что здесь живёт Людоед? Он вас съест!

Хозяйка спрятала детей в темной комнате, и они уснули. Не спал только Мальчик-с-пальчик.

- Здесь кто-то есть! Я чую запах человека! – зарычал вернувшийся домой Людоед. – Ох и славно я сейчас поужинаю!

Видя, что дело плохо, Мальчик-с-пальчик разбудил братьев, и они потихоньку выбрались из дома.

Когда Людоед увидел, что дети убежали, он крикнул своей жене: «Давай мне скорее семимильные сапоги; пойду догонять детишек». Побежал он: порыскал то там, то сям и наконец, попал на дорогу, которою шли бедные дети. А им оставалось всего шагов сто до отцовского дома!

Видят они - летит Людоед с горки на горку, перепрыгивая через большие реки, точно через маленькие канавки...

Мальчик-с-пальчик заметил неподалёку пещеру в скале, спрятал в неё братьев и сам туда забился; сидит и смотрит, что станет делать Людоед.

Людоед устал от напрасной беготни (ибо семимильные сапоги очень утомляют человека), решил отдохнуть и прилёг на скалу, под которой спрятались мальчики. Дождавшись, когда Людоед уснёт, Мальчик-с-пальчик стянул с него волшебные сапоги, и они сами привели ребят к родительскому дому.

Благодаря необыкновенным сапогам-скороходам Мальчик-с-пальчик вскоре сделался главным королевским гонцом. Он исполнял самые срочные поручения короля, за что и был им достойно вознаграждён.

Музыка тоже может рассказать сказку. Послушайте пьесу С. Майкапара и скажите, почему она называется «Семимильные сапоги»? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Мелодия все время прыгает, скачет, летит.

П е д а г о г. Музыка очень ярко изображает семимильные сапоги - она размашистая, широкая, тяжёлая, состоит из огромных скачков-прыжков, в ней много акцентов. Одни звуки отрывистые, другие плавные, как будто скороход шагает по-разному - то переступает, то летит (исполняет фрагмент).

Музыка полётная, тяжёлая, похожа на огромные шажищи. В ней чувствуется настроение тревоги. (Исполняет пьесу повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму произведений, опираясь на различение характера звуковедения (отрывистого или плавного).

Ход занятия:

П е д а г о г. Как называется пьеса; которую вы сейчас услышите? (Играет пьесу.)

Д е т и. «Семимильные сапоги».

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, как бегут семимильные сапоги, одинаковыми шагами или по-разному. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. По-разному. То огромными прыжками, тяжело - это в начале. А в середине музыка становится более плавной, как будто скороход переступает шагами, а потом прыгает.

П е д а г о г. Да, короткие, полётные интонации музыки, похожие на огромные прыжки, в средней части пьесы сменяются более длинными, плавными, похожими на перелёты-скачки. (Исполняет фрагменты.) А как шагают сапоги в конце пьесы? (Играет фрагмент третьей части.)

Д е т и. Так же, как в начале - прыжками.

П е д а г о г. В пьесе три части. В начале и в конце скороход прыгает огромными шагами-прыжками (играет фрагмент), а в средней части музыка движется то более плавно, то взлетает (играет фрагмент).

Придумайте дома сказку про семимильные сапоги и нарисуйте какой-нибудь ее эпизод. (Исполняет пьесу.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Майкапар. Семимильные сапоги, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители