Вальс

Вальс

ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ

Вальс

Самуил Майкапар. Вальс из альбома «Бирюльки»;
Александр Гречанинов. Вальс из «Детского альбома».

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать разные по характеру произведения одного жанра.

Ход занятия: 

П е д а г о г. Я сыграю вам пьесу С. Майкапара «Вальс». Вальс - это танец, который танцуют кружась (быстро, стремительно или более медленно, плавно, спокойно). Как звучит этот вальс? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка весёлая, быстрая.

П е д а г о г. Да, этот вальс звучит радостно, празднично, блестяще, изящно. (Исполняет его повторно.) 

Вальс композитора А. Гречанинова, который вы сейчас услышите, другой. Какие настроения выражены в нём? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка спокойная, нежная.

П е д а г о г. Этот вальс звучит более сдержанно, он напевный, плавный, нежный, более медленный. (Исполняет его повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать смену характера музыки, определять форму музыкальных произведений. Передавать характер музыки в движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Я сыграю вам вальс С. Майкапара, с которым вы познакомились на прошлом занятии. Постарайтесь услышать, как в середине пьесы меняется настроение музыки. (Играет вальс.)

В начале и в конце вальс звучит одинаково - весело, празднично, радостно, а в середине - плавно, нежно.

Начинается вальс с радостной, полётной мелодии, которая все время как бы стремится вверх. (Играет одну мелодию - 1- 3-й, 6-9-й такты.) Эта устремлённость вверх делает мелодию летящей, искрящейся. (Исполняет первую часть вальса.)

В средней части мелодия становится более плавной, гладкой, напевной. (Играет одну мелодию, потом всю среднюю часть.) В конце средней части музыка звучит неуверенно, вопросительно, нежно. (Играет последние восемь тактов средней части).

Но вот снова появилась первая мелодия. Она словно вспорхнула, зазвучала легко и изящно. Давайте попробуем движениями рук передать смену характера музыки в разных частях вальса.

В начале и в конце, когда музыка устремляется вверх, движения рук будут быстрыми, стремительными, а в средней части - более плавными. (Исполняет вальс.)

В вальсе А. Гречанинова тоже три части. В начале и в конце мелодия словно раскачивается - медленная, гибкая, плавная. (Играет 1-4-й такты.) Потом мелодия поднимается вверх, просветляется (играет 5-8-й такты). И снова она покачивается неторопливо, ласково, светло. (Играет 9-16-й такты.)

Средняя часть звучит громче, радостнее, устремленнее. (Играет фрагмент.) В конце средней части музыка звучит жалобно, неуверенно. (Играет последние пять тактов средней части.)

После средней части возвращается первая мелодия вальса - спокойная, сдержанная, плавная. (Играет фрагмент.) Давайте движениями рук покажем смену характера музыки и в этом вальсе. (Играет пьесу.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей оркестровать пьесы, выбирая тембры инструментов, соответствующие характеру музыки, передавать характер пьес в танцевальных движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Давайте послушаем два знакомых вам вальса - С. Майкапара и А. Гречанинова и поиграем на музыкальных инструментах, тех, которые помогут передать настроение музыки, смену характера.

Начало и окончание вальса С. Майкапара звучат радостно, искрясь. Звонкие колокольчики, металлофоны и треугольник помогут нам сделать музыку солнечной, звонкой. Но играть мы будем тихо, негромко, потому что мелодия вальса очень изящная, лёгкая, мы не должны её заглушать. Слушайте музыку внимательно. (Дети оркеструют первую и третью части пьесы.)

В средней части вальса, когда мелодия становится плавной и напевной, вы будете играть только на треугольнике. У него звук протяжный, звенящий. (Играет среднюю часть, затем дети оркеструют всю пьесу.)

В вальсе А. Гречанинова, наоборот, начало и конец звучат нежно, тихо, плавно. Можно иногда тихонько сыграть на треугольнике (показывает места вступления треугольника). А в середине, когда музыка звучит ярче, можно сыграть и на других инструментах - колокольчиках, металлофоне. (Играет среднюю часть.)

А сейчас давайте потанцуем под музыку этих вальсов, передавая изменения настроений в движениях. (Играет пьесы. На последующих занятиях одни дети могут их оркестровать, другие одновременно двигаться под музыку.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Майкапар. Вальсь из альбома «Бирюльки», mp3;
    Гречанинов. Вальс из «Детского альбома», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

В работе использованы иллюстрации К. Крафт.

Дополнительно в презентацию добавлены произведения: С. Прокофьев. «Вальс» из «Детского альбома», П. Чайковский. «Вальс» из «Детского альбома», Д. Шостакович. «Вальс-шутка», «Лирический вальс».

Композиторы и исполнители