Мир русской песни

Мир русской песни

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 10

Содержание:

  1. О чём поётся в русских народных песнях.
  2. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И. Козлова).

Музыкальный материал:

  1. «Ах ты, степь широкая...» Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);
  2. «Сватушка». А. Даргомыжский. Свадебная песня из оперы «Русалка» (слушание);
  3. «Вечерний звон». Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание);
  4. «Уж ты зимушка-зима». А. Александров. Обработка Ю. Тугаринова (пение);
  5. «Если другом стала песня». Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева (пение);
  6. «Погоня». Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.
  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала).
  3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
  4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.)

Ход урока:

Организационный момент

Со звонком на урок звучит песня «С чего начинается Родина?»

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня, что в душе разливалась его»
(С. Широбоков)

Сообщение темы урока

- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки - значит сказать всё и ничего.

Песня - душа народа. Песня - это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.

Работа по теме урока

1. Народные праздники и обряды

«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города,
под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек!»

Н. В. Гоголь

- Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения - часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далёком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра, как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место в ней занимали песни. (Слушание).

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе - песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.

Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни: колыбельные, шуточные, лирические, песни причитания, оплакивающие умерших, песни-былины, повествующие о далёком прошлом, трудовые, бурлацкие, покосные, жатвенные и т.д.

2. Слушание музыки

- Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты, степь широкая». (Слушание песни).

- Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями?

(Прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь широкая» в исполнении смешанного хора, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге-матушке.)

- А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой?

(Потому что Волга - кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.)

- Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения.

(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог припевается достаточно много нот.)

Верно, например,

Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я.
Степь раздо-о-о-льна-а-я.
Ах, ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,
Волга во-о-о-о-льна-я.

Учитель показывает нотную запись данной строфы.

- Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них своё отражение. Использование русской народной песни придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Пётр Ильич Чайковский использует детскую песню-игру «Гори, гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский-Корсаков - народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».

3. Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца.

Если народное песенное творчество - это целостный образ страны, её природы, уклада жизни, характеров людей, то песенное творчество композиторов связано обычно с лирическими страницами искусства.

Иван Шишкин. Среди долины ровныя (1883)

Песни русских композиторов неразрывно связаны с судьбой русской поэзии. Она - основной источник песенной лирики М. Глинки и А. Даргомыжского, М. Мусоргского и А. Бородина. «Как огромный ландшафт, раскинулась русская поэзия,- пишет известный современный поэт Евгений Винокуров.- Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. В ней сильно выражено и начало хоровое, и начало личное, индивидуальное. Русская поэзия - это спор, это общий разговор. Прислушайтесь, и вы услышите стройное многоголосье».

- Какой вывод можно сделать?

(Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)

- Листая том русской поэзии, действительно убеждаешься, какая огромная область музыкальной песни возникла из этого источника. Вот стихотворение А. Мерзлякова «Среди долины ровныя», своим характером, напевной интонационностью, ритмикой напоминающее народную песню.

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдёт ли красно солнышко -
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка -
Кто будет защищать?
Ни сосенки кудрявые,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зелёные
Не вьются вкруг него.
Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Мелодия песни, написанной на это стихотворение, нетороплива и величава, как народная песня. Русский пейзаж, облик могучего одинокого дерева - излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы характер и силу народа.

Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое легло в основу известной песни. А теперь послушайте это поистине знаменательное для России произведение. (Слушание).

А вот стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», ставшее основой известной песни. Эта песня получила такую популярность, что её даже называют народной.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

- Что вы можете сказать об этом произведении?

(Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу. Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.)

- Это не единственный вариант песни «Вечерний звон». Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому стихотворению, среди которых известен и «Вечерний звон» Александра Алексеевича Алябьева, автора знаменитого «Соловья». Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения?

(Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)

Исаак Левитан. Вечерний звон (1892)

4. Рассматривание картины И. Левитана «Вечерний звон»

- Всмотритесь и вслушайтесь в картину И. Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик Родины и звон сельского колокола, и, может быть, вы почувствуете душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.

Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали?

(Да, на картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это - облик Родины.)

К сожалению, судьба Исаака Левитана - признанного во всём мире мастера пейзажа, была непростая. Он прожил короткую, но очень плодотворную жизнь, оставив после себя большое художественное наследство.
Картина «Вечерний звон» появилась из-под кисти живописца в 1892 году. Написана она была под впечатлениями, полученными в поездке художника по Волге. Красота монастырей, колоколен и церквей стала основой этой необычайно лиричной и поэтичной картины.
На картине «Вечерний звон» Левитан изобразил тихий тёплый летний вечер. Яркие лучи заходящего солнца выделяют белоснежные стены церкви, над спокойной рекой разносится мелодичный колокольный звон вечерней молитвы, рождая в сердцах умиротворение, приятную тоску и светлую печаль. Пейзаж полон величия и торжественности за счёт светового контраста уже тёмной земли и ещё светлого, с розовым оттенком, неба, ясно и чётко отражающегося в недвижимой глади воды. Река также преисполнена спокойствия, по ней едва заметно скользит небольшая лодка, в которой люди переправляются на тот берег. Возле ближнего берега изображены ещё две привязанные к берегу лодки со скучающим лодочником.
В тихих водах реки отражаются и белые постройки с золотыми куполами, прячущиеся за густой листвой деревьев и кустарников. Место, изображённое Исааком Левитаном на картине «Вечерний звон», объединяет духовное и природное начала, становится своеобразным истоком человеческой души, её покоя и самосозерцания.
Работа «Вечерний звон» - одно из самых известных и значительных полотен художника. В ней отлично сочетается как мастерство автора, любящего и видящего красоту родной природы, так и его настроение, лиричное и несколько возвышенное. Умение передать музыку своей души и делает Исаака Левитана одним из самых выдающихся художников-пейзажистов.

5. Вокально-хоровая работа

- Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской песни включает в себя: поля, леса, степи, дубравы, реки, озёра и многие другие картины природы. Сегодня мы повторим замечательную русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Звучит песня в исполнении детей.

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати,
Люли, люли заломати.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли, люли заломаю,
Люли, люли заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
А четвертую балалайку,
А четвертую балалайку.
Люли, люли балалайку,
Люли, люли балалайку.
Стану в балалайку я играти,
Стану в балалайку я играти.
Люли, люли я играти,
Люли, люли я играти.

Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для определённых «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе - бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучавшие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические, лирические и т.д. Веками, переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.

Вопросы и задания

  1. Вспомните известные вам русские народные песни. О чём в них поётся?
  2. Как в музыке передаётся их содержание?
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите слова вашей любимой песни.

Двум учащимся дать материал для подготовки к следующему уроку. См. урок № 11


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    С чего начинается Родина (в исп. Д. Хворостовского), mp3;
    Даргомыжский. Хор «Сватушка», свадебная песня из оперы «Русалка», mp3;
    Среди долины ровныя (в исп. Ю. Гуляева), mp3;
    Вечерний звон (в исп. хора Новоспасского монастыря), mp3;
    Ах, ты степь широкая (в исп. Волжского русского народного хора), mp3;
    Не одна во поле дороженька (русская народная песня), mp3;
    Во поле берёза стояла (русская народная песня), mp3;
    Как родная меня мать провожала (в исп. Русского народного хора им. М. Пятницкого), mp3;
    Ой, вставала я ранешенько (в исп. Русского народного хора им. М. Пятницкого), mp3;
    Эй, ухнем (в исп. мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
    Котенька-коток (в исп. Дарьи Дроновой), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители