Моцарт. Жизнь и бессмертие гения

Моцарт. Жизнь и бессмертие гения

Вольфганг Амадей Моцарт. Жизнь и бессмертие гения

Вольфганг Амадей Моцартпреуспел во всём. Одни композиторы больше всего преуспели в сочинении инструментальной музыки, другие - вокальной музыки. Одни – в написании музыки для сцены, другие – для церкви. Одни преуспели в ранние годы, другие - только в зрелом возрасте. Он был великим в любой музыке, какую бы он ни написал. Он блистал в самом раннем детстве, был одним из величайших пианистов своего времени, а к 20 годам был самым замечательным композитором в Европе. Но мир того времени ещё не был готов к восприятию его гения, и поэтому он большую часть своей жизни провел в поисках работы. Он умер в возрасте 35 лет в расцвете своих творческих сил, но без гроша в кармане. Это была трагедия, но даже за свою короткую жизнь Моцарт сочинил больше, чем многие другие композиторы, жившие гораздо дольше. Он оставил после себя более 600 выдающихся произведений.

Рождение гения

В австрийском городе Зальцбурге жили Леопольд и Анна-Мария Моцарты. У Леопольда была хорошая работа композитора и скрипача при дворе архиепископа, правителя Зальцбурга. Из шестерых родившихся у них детей выжила только одна дочь Наннерль. Но холодным утром 27 января 1756г. у них родился последний ребёнок, мальчик. Они назвали его Вольфганг. Леопольд описывал его появление на свет как «чудо господне», так как ребёнок был слишком слаб и мал, чтобы выжить.

Музыканты в те дни были слугами богатых вельмож, но Леопольд был очень образованным человеком. Работая у архиепископа, он стал хорошо известным учителем игры на скрипке и опубликовал популярную книгу по игре на этом инструменте. Леопольд с самого начала решил, что его сын станет музыкантом. Но он не мог даже мечтать, что маленький домик, где они жили, однажды превратится в музей славы его сына. Второе имя Вольфганга было Теофил, что означало «возлюбленный Богом». Он любил употреблять латинский перевод этого имени - Амадей. 

Леопольд был строгим отцом, поэтому заставлял своих детей очень много заниматься. Но семья была очень дружная, и все четверо были горячо преданы друг другу до самых последних дней.

Особенно Вольфганг любил игры и проказы, но ещё он был и очень любознательным учеником. К пяти годам он мог играть на клавесине и скрипке как профессионал, и уже начинал сочинять музыку в несколько строчек для клавишных инструментов.

Леопольд понимал, что его сын - вундеркинд, и что мальчика ждёт слава и прекрасное будущее. Поэтому он уволился с работы, чтобы посвятить себя обучению Вольфганга. Кроме этого, он начал планировать путешествие по Европе с целью показать свету музыкальные способности своих детей.

Юное дарование

Моцарт едва ли помнил себя до того, как он стал звездой. Начиная с шестилетнего возраста, он проводил свое детство, путешествуя по знатным дворам Европы, исполняя музыку вместе с отцом и Наннерль. Дороги в то время были ухабистые и плохие. Путешествовать было трудно и опасно из-за разбойников на дорогах. Несмотря на это, Леопольду удалось организовать длительное путешествие для всей семьи. Они всё за время своих путешествий тяжело болели, но чудом выздоравливали, и им удалось стать самым значительным музыкальным явлением в Европе в то время. Но Вольфганг так никогда и не стал сильным и крепким мужчиной. Из-за множества перенесённых болезней он оставался маленьким, болезненным и слабым.

Первое значительное путешествие Моцарта было в Вену, столицу империи, - город, где находилась резиденция королевской династии Габсбургов. Вольфганг играл на своих инструментах, одетый как маленький взрослый, с саблей на боку. Он демонстрировал удивительные музыкальные трюки, такие, как игра с листа и импровизация в разных жанрах. Он развлекал королевскую семью в Шонбруннском дворце и позабавил императрицу Марию-Терезу тем, что предложил жениться на одной из её дочерей! Это была Мария Антуанетта, будущая королева Франции.

В июне 1763 г. семья Моцартов отправилась в Париж, по пути останавливаясь во многих крупных городах и дворцах. Они играли в Версале для короля Франции, и Вольфганг опубликовал здесь свои первые произведения. А ему было всего восемь лет. Затем они поехали в Лондон, где стали любимцами короля Георга III и королевы Шарлотты.

Долгое пребывание в Лондоне особенно понравилось Вольфгангу. Здесь был написан научный труд о его незаурядных способностях, а также здесь он встретил знаменитого композитора И. С. Баха. Маленький Моцарт восхищался музыкой Баха и подражал его стилю. Затем они направились в Голландию и вернулись обратно в Зальцбург, останавливаясь по пути во Франции, Швейцарии и Германии. В конце 1 766г. после более чем трёх лет странствований, они, наконец, были дома. Леопольд показал миру своего феномена - Вольфганга.

Итальянские путешествия

Вольфганг ненадолго задержался в Зальцбурге. Леопольд хотел, чтобы его сын встретил как можно больше именитых людей, чтобы произвести на них более сильное впечатление, пока он был ещё совсем юного возраста. Поэтому в 1767г. они снова уехали в Вену. Но в этот раз удача им не сопутствовала. Вольфганг серьезно заболел оспой, и все концерты были отменены. Он вскоре выздоровел, но у него на лице остались следы на всю жизнь.

В 1768г. Леопольд почувствовал, что другие музыканты Вены завидуют славе Вольфганга. Поэтому он увёз его в Италию, которая к тому времени стала самой музыкальной страной в Европе. Когда они прибыл и в Милан, Вольфганга попросили написать полномасштабную оперу. Это была великолепная возможность. И его опера «Митридат, царь Понто» имела огромный успех. Когда она была поставлена в 1770г., Вольфганг сам дирижировал оркестром. А было ему тогда 14 лет.

Из Милана они отправились на юг, во Францию, где он близко подружился с другим музыкальным вундеркиндом, английским мальчиком Томасом Линдлеем. Позднее Линдлей утонул в возрасте 22 лет. Затем они поехали в Рим, где посетили Сикстинскую капеллу. Здесь он поразил своего отца тем, что запомнил и записал каждую ноту музыкального хорового произведения, которое там услышал. До сих пор это сочинение «Аллегри Мизерере» хранилось в тайне. Во время пребывания в Риме, Римский Папа наградил его почётным орденом Золотой шпоры.

В течении следующих трёх лет Моцарты дважды посещали Италию в надежде найти здесь Вольфгангу постоянную работу при каком-нибудь знатном дворе. Но теперь он был уже не ребёнок, и знать им больше так не интересовалась. Путешествия познакомили Моцарта с музыкой и музыкантами Европы и дали ему прекрасное образование. Но так как предложений работы не было, то Вольфганг вместе с отцом вернулись в Зальцбург.

Без отдыха в Зальцбурге

Леопольд и Вольфганг увидели, что жизнь в Зальцбурге изменилась. К власти пришёл новый архиепископ, строгий и непопулярный человек по имени Иероним граф Колоредо. Теперь Вольфганг официально был назначен концертмейстером при дворе архиепископа, и граф Колоредо намеревался с его помощью заработать деньги. Поэтому его заставили поселиться в Зальцбурге, который казался ему очень скучным после его увлекательных путешествий. 

В 1774 г. курфюрст Баварии попросил Моцарта написать оперу для карнавала в Мюнхене. Как ни странно, но граф Колоредо разрешил ему туда поехать. Опера «Мнимая садовница» имела грандиозный успех. Вольфганга на многочисленных приёмах встречали как знаменитость. После этого было ещё тяжелее возвращаться к скучной и однообразной жизни в Зальцбурге. Но в течение следующих трёх лет своего творчества Моцарт стал искать новые пути в композиции и пришел к выводу, что он преуспел во всех музыкальных жанрах.

Кроме опер он сочинил замечательные скрипичные концерты, симфонии, струнные квартеты, квинтеты, серенады и, самое главное, - это фортепианные концерты. Моцарт первый написал фортепианный концерт в том виде, который мы знаем сейчас. Эти концерты представляют собой удивительную беседу между фортепиано и оркестром, которая касается различных тем и настроений.

Архиепископ гордился тем, что Зальцбург начинал славиться своей музыкой. Но его раздражали Моцарты, потому что они часто выказывали свои недовольства и постоянно просили разрешения куда-то уехать. Наконец он их отпустил, но Леопольд, боясь снова потерять работу, решил остаться дома. Тогда Вольфганг отправился со своей матерью. Это было в сентябре 1777 г. и ему был 21 год. Первый раз он оказался без отцовского присмотра.

Надежды и разочарования

Леопольд очень скучал по своему любимому сыну, но он верил, что Вольфганг должен найти себе достойную работу. Он посылал ему письма, в которых давал дельные советы. Но Вольфганга больше привлекала жизнь, полная соблазнов. Он знал, что ему надо искать работу, но легко забывал про это, когда увлекался чем-то новым. И ещё он увлекался каждой вновь встреченной молодой девушкой. Одной из них была его двоюродная сестра Мария Анна Текла, жившая в Аугсбурге. Она разделяла его острое чувство юмора, и они вскоре стали близкими друзьями.

Затем Вольфганг с матерью направились на север, в город Мангейм, чей придворный оркестр считался лучшим в Европе. Здесь он приобрёл множество друзей, участвовал в буйных вечерах, но и тут не нашёл работы. Леопольда очень волновало то, что Вольфганг теряет время и тратит деньги. Но следующее известие его просто привело в ярость. Вольфганг влюбился в шестнадцатилетнюю певицу-сопрано Алоизу Вебер и хотел везти её в Италию. Леопольд немедленно написал сыну и убедил его зарабатывать деньги, давая концерты. Поэтому в марте 1778 г. Вольфганг попрощался с Веберами и уехал с матерью в Париж. 

Ему не нравилась жизнь в Париже. Он считал французов снобами, а они считали, что он пускает им пыль в глаза. Хотя Моцарт и создал здесь несколько прекрасных работ, таких как концерт для флейты и арфы, но у него здесь было много конкурентов, которые были против того, чтобы он имел успех. Одно из его произведений исчезло даже до его исполнения. Вскоре серьёзно заболела его мать и 3 июля умерла. Вольфганг был просто в отчаянии.

Леопольд понял, что эта поездка принесла сыну одни беды и разочарования, и попросил у архиепископа разрешения, чтобы Вольфганг вернулся обратно. Тот согласился и предложил молодому человеку работу на более выгодных условиях: большее жалование и больше свободы. Вольфгангу ничего не оставалось делать, как вернуться в Зальцбург. По пути он заехал навестить Алоизу, но вновь был огорчён: она потеряла к нему всякий интерес. И наконец, 16 января 1779 г. он снова вернулся домой - без славы и полон разочарований.

Важный момент в жизни

Теперь Вольфганг был придворным органистом в Зальцбурге, то есть предполагалось, что он будет сочинять больше духовной музыки. Из таких его произведений как «Коронационная» месса мы видим, каким прекрасным мастером он был и в этом жанре, как чувствовал религиозные мотивы.

Сочинять музыку для него было так же легко, как писать слова. Он разрабатывал новые сложные музыкальные идеи гораздо быстрее других композиторов. Поэтому его музыка была более блестящей и изобретательной, чем любая другая, созданная до сих пор.

Но больше всего Вольфганг хотел писать оперы. В 1780 г. он получил предложение написать оперу seria для карнавала в Мюнхене. Ему был дан сюжет о древнем царе Крита Идомене, который возвращается домой с Троянской войны и сталкивается дома с множеством неразрешённых проблем. Опера имела грандиозный успех. Вольфганг показал, что он с помощью музыки может раскрыть сильные характеры и настоящие чувства. Это действительно была прекрасная работа, и она ознаменовала поворотный момент в его творчестве. После «Идоменеи» всё, что бы ни написал Моцарт, являлось шедевром. Его музыкальное образование завершилось.

Восхитительное пребывание Вольфганга в Мюнхене было прервано по приказу хозяина -архиепископа. Моцарт должен был немедленно присоединиться в Вене к графу Колоредо, который принимал участие в коронации нового императора Иосифа II. Когда Вольфганг прибыл туда, его приняли как самого последнего слугу. Это его очень обидело, потому что он считал, что заслуживал большего. Ведь в Мюнхене им все восхищались, и он сблизился со многими знатными особами. Поэтому сейчас он был очень дерзок с графом и начал ему грубить. Разразился грандиозный скандал и в мае 1781 г. его выгнали со службы у архиепископа.

Это явилось другим поворотным моментом в его жизни. Вольфганг был рад наконец-то почувствовать себя свободным, но Леопольд был сильно обеспокоен. Ему казалось, что сын теперь никогда не осядет на одном месте.

Констанция

К великому страху своего отца, Вольфганг уехал жить в семью Веберов, которые недавно переехали в Вену. Алоиза к тому времени была уже замужем, но Вольфганг вскоре влюбился в её девятнадцатилетнюю сестру Констанцию. Они поженились 4 августа 1782 г. в соборе Св. Стефана, несмотря на предупреждения отца Вольфганга, что это было ошибкой. Их брак был удачным, хотя Констанция и пережила своего мужа на целых 50 лет.

Вольфганг начал зарабатывать приличные деньги, несмотря на то, что у него и не было постоянной работы. Он был пианистом-виртуозом и одновременно блестящим композитором, у него было несколько богатых покровителей, которые желали его слушать. Это давало ему возможность исполнять свою музыку и публиковать её. Ещё у него было несколько учеников. Но самое главное дело его первого года жизни в Вене – было сочинение ещё одной оперы «Похищение из Сераля», комедии зингшпиль, написанной на немецком языке, об одном испанском дворянине, который спасает из турецкого гарема свою возлюбленную. В те времена Турция представлялась в Вене очень заманчивой страной. Всё турецкое было в моде, и опера имела громадный успех.

В 1783 году у Вольфганга и Констанции родился первый ребёнок. Через несколько недель они оставили ребёнка с няней и уехали проведать родных в Зальцбурге. Их трёхмесячное пребывание здесь было не из приятных, потому что ни Леопольд, ни Наннерль не одобряли поведение Констанции. И в довершение к этому, их ребенок умер за время их отсутствия. Это было последнее посещение Вольфгангом родного города.

Хотя работа и шла хорошо у Моцарта, он испытывал материальные затруднения. Он тратил больше, чем зарабатывал, так как у него была дорогая квартира в центре города, и он любил устраивать большие званые вечера. Но он уверял себя, что всё будет прекрасно и старался не думать о деньгах.

Любимец Вены

Моцарт был постоянно занят в те годы, давая концерты, обучая учеников, сочиняя новые выдающиеся произведения или засиживаясь допоздна с друзьями. В 1784 г. он был на устах у всего города. Но хотя он и был счастлив, здоровье его ухудшалось, и летом он заболел инфекционной болезнью почек. Его подбодрило лишь рождение сына Карла. Из шестерых детей Моцарта выжило только двое. Карл, один из них, дожил до 74 лет.

В декабре Моцарт стал масоном. Некоторые видные люди империи были масонами, среди которых были дворяне, придворные, купечество и люди искусства. Моцарт ощутил, что его посвятили в тайное великосветское общество, и, что он теперь принят самой именитой венской знатью.

Леопольд приехал в Вену в 1785 г. и был очень горд успехам и своего сына. Он был там как раз тогда, когда Вольфганг играл перед великим композитором Гайдном некоторые свои струнные квартеты. Моцарт очень много почерпнул для себя, изучая музыку Гайдна, и поэтому хотел оказать честь престарелому композитору, посвятив ему квартеты. Когда музыканты закончили играть, Гайдн обратился к Леопольду и сказал: «Ваш сын самый великий из всех известных мне композиторов». А ещё больше Леопольд был горд, когда он видел, как его сын выступал перед императором. В конце император Иосиф II снял шляпу и воскликнул: «Браво, Моцарт!»

Вольфганг становился всё более и более смелым в своей музыке. Его концерты для рожка показывают весёлую сторону его характера и изобилуют музыкальными шутками. Новые фортепианные концерты композитора были мрачнее и гораздо сложнее. Здесь различные группы инструментов создают контрастные эффекты, а фортепианное соло как бы переплетается вокруг них, переходя из одного настроения в другое.

В апреле 1785 г. Леопольд вернулся в Зальцбург, довольный тем, что его сын начал прекрасную карьеру. И никто из них не знал, что больше им не суждено увидеться.

Содружество с Лоренцо да Понте

В l785 г. Моцарт встречает замечательного итальянского поэта Лоренцо да Понте. Они начали вместе работать над оперой «Свадьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Да Понте написал слова. Их творческое содружество – одно из самых примечательных в истории музыки.

У оперы – запутанный сюжет, в котором повесу-графа одурачивают его собственные слуги. Пьеса Бомарше была запрещена в Австрии, потому что император опасался, как бы она не вызвала у простого народа желания восстать против своих господ. Но он всё-таки разрешил поставить пьесу после того, как Да Понте вырезал из неё некоторые места. Моцарт и Да Понте создали из неё замечательную комическую оперу, полную жизни и человеческих страстей. В ней очень жизненные персонажи, которые лицом к лицу сталкиваются с реальными проблемами. Эта опера-буфф была не просто развлекательной комедией.

Следующей совместной работой Моцарта и Да Понте была опера Дон Жуан. Это история о красивом, но коварном распутнике, который кончает тем, что сходит с ума от преследующего его привидения статуи человека, убитого им. В этой опере есть всё: и комедия, и трагедия, и любовь, и ужасы. Она имела мгновенный успех с первого же спектакля 29 октября l 787 г.

Но через шесть месяцев в Вене враги Моцарта замыслили сделать так, чтобы опера провалилась. Они завидовали таланту Моцарта и считали, что у него дурной характер. Среди них был и знаменитый придворный композитор Сальери.

В 1789 г. император попросил Моцарта и Да Понте написать ещё одну оперу. Они написали «Так поступают все» - комедию о двух молодых людях, которые, которые переодеваются, чтобы подшутить над своими подружками. В этой опере тоже есть серьезный смысл, она о человеческой слабости. Вскоре после премьеры «Так поступают все» император умирает, и Да Понте покидает Вену. Затем он отправился в Нью-Йорк, где и умер через 50 лет после написания совместно с Моцартом последней оперы.

Тяжёлые времена

С 1786 по 1789 – были очень тяжёлые годы для Вольфганга, хотя он и написал три новых оперы. Его враги в Вене имели большое влияние при дворе, и публика, казалось, стала меньше интересоваться его концертами. Кроме этого, у него были огромные долги.

В мае 1787 г. умер отец, и он потерял единственного человека, который видел в нём гения. А Вольфганг не смог даже с ним попрощаться. Некоторые его произведения теперь имели несколько скорбный оттенок, которого никогда не было прежде. Он стал меньше сочинять развлекательной музыки и больше произведений – о своих внутренних переживаниях. Особенно хорошо слышны они в его струнном квартете G-минор, одном из самых великих его произведений, но и самом печальном. Одновременно он продолжает писать и светлую, весёлую музыку, например, его популярная «Маленькая ночная серенада».

В ноябре 1787г. дела, казалось, налаживаются. Дон Жуан с триумфом прошёл в Праге, и когда Моцарт вернулся оттуда домой, ему предложили работу императорского камерного композитора. Но жалованье было маленьким и обязанности очень скромными. Австрия сейчас тоже была втянута в разорительную войну, а это значило, что у бывших покровителей Вольфганга было теперь меньше средств на музыку. Его материальное положение ухудшалось, и он вынужден был переехать из своей квартиры в более дешёвый пригород Вены.

Моцарт начал занимать деньги у товарищей-масонов. Он всегда надеялся их вернуть, но работы было так мало, а затраты по-прежнему были велики. Особенно добр к нему был его друг масон Михаил Рухберг, который много раз приходил ему на помощь.

В апреле другой его товарищ князь Лихновский пригласил Моцарта с собой в Берлин, чтобы представить его королю Пруссии Фридриху Вильгельму II. Король любил музыку и попросил Моцарта сочинить несколько концертов. Но шансов получить постоянную работу в Пруссии всё равно не было, и он вернулся в Вену ещё беднее, чем прежде.

От отчаяния к надеждам

Когда в 1790 г. скончался император Иосиф II, Моцарт решил завоевать расположение нового императора Леопольда II. Он попросил какую-нибудь должность при дворе, но ничего подходящего не было. В отчаянии он поехал во Франкфурт на коронацию императора в надежде привлечь его внимание исполнением концерта. Хотя публике концерт и понравился, но поездка была неудачной, так как Моцарт ничего не заработал. Поэтому он продолжал занимать деньги у друзей.

В конце 1790 г. ему представился случай поехать в Англию с Гайдном. Он вынужден был отказаться, потому что чувствовал, что здоровье его недостаточно крепкое для такого путешествия. Гайдн был его хорошим другом, и Вольфганг был в слезах, когда они прощались: «Боюсь, что мы больше не увидимся»,- сказал он.

Но жизнь понемногу налаживалась. Он получил деньги за свои опубликованные работы и должность вице-капельмейстера в соборе Св. Стефана. Тогда, в июле 1791 г. Констанция родила шестого ребенка, Франца Ксавера, и ребенок выжил.

В это время осуществлялся новый грандиозный проект Моцарта. Вольфганг встретил своего старого друга, масона, актера Эмануэля Шиканедера, который попросил его сочинить новую комическую оперу в традиции зингшпиля. У Шиканедера был свой собственный театр. Он хотел написать к ней слова и сыграть главную роль. Зингшпиль был очень популярен в народе, и Моцарт захотел немедленно приступить к работе.

И тогда, когда он работал так напряжённо, как никогда, поступило ещё два предложения. Одно было от заказчика, который держал своё имя в тайне. Он просил написать заупокойную мессу, реквием. Другое – на новую оперу к празднованию коронации Леопольда II, как короля Богемии, и, причём она должна была быть готова не позднее чем через два месяца. Вот так, вдруг, у него появилось столько работы, что он мог выбирать, но предложения были так заманчивы, что он принял все три.

Реквием

Вольфганга попросили написать для коронации классическую оперу seria, действие которой происходит в древнем Риме, она называлась «Милосердие Тита». Премьера состоялась б сентября в Праге. Вольфганг сочинял её во время поездки и написал за 18 дней. Но «Милосердие Тита» не имело большого успеха у публики. Оперы seria теперь были не в моде.

Вернувшись в Вену, Моцарт закончил свою оперу с Шиканедером. Это была «Волшебная флейта», чудесная сказка о принце, который отправился освобождать девушку. В ней много легко запоминающихся мелодий и специальных эффектов, чудовищ и колдовства. Всё это было тогда очень популярно, и поэтому опера имела громадный успех. Шиканедер играл смешного ветреного птицелова по имени Папагено. В сюжете много символов франкмасонов и идей просвещения. А главные герои переходят из мира тёмного колдовства в мир света и разума.

Вольфганг после этого был очень изнурён и заболел лихорадкой. На улице установились холода и у него начались приступы рвоты. Он был одержим желанием закончить реквием, и его преследовали призрачные видения собственной смерти. Он продолжал работу вместе со своим учеником Зюсмайром, диктуя ему, сочиняя и делая наброски оставшейся части произведения.

Его состояние резко ухудшалось, и 5 декабря в 9 часов утра он скончался. Денег едва хватило на самые скромные похороны. Его тело вывезли из города, чтобы захоронить в неприметной общей могиле. И по сей день никто точно не знает, где он покоится.

В годы после смерти Моцарта Констанция много сделала, чтобы опубликовать и поставить его музыку, включая реквием. Скоро мир осознал, кого он потерял. Никогда больше в мире не было такого гения, как Моцарт.

Смерть Моцарта

Никто, в том числе и доктора, точно не знали, что же было истинной причиной его смерти, и вскоре по городу распространились слухи об убийстве. Моцарт подозревал, что его враги могут отравить его. Ещё он думал, что таинственный человек, заказавший реквием, был послан Богом, чтобы подготовить его к надвигавшейся смерти. Годами позже Сальери заявил, что это он отравил Моцарта, но это был бред выжившего из ума старика.

Но кто всё-таки был заказчиком реквиема? Как оказалось, тайны никакой не было, его заказал местный дворянин, который любил покупать музыку у композиторов и выдавать её за свою.

Правда о смерти Вольфганга трагична, но не зловеща. Его болезненность в детские годы была причиной очень слабого здоровья. Он тяжело болел в 1784 г., когда у него было осложнение на почки. Те же самые симптомы, рвота и лихорадка, повторились в 1791 г., а то, что почки не справились с болезнью, и послужило причиной смерти. Попытки докторов пустить ему кровь, чтобы сбить жар, только ослабили его ещё больше.

Он скончался в присутствии Констанции и её сестры Софи. Констанция была так убита горем, что забралась в постель к своему мёртвому мужу, чтобы заразиться его болезнью и умереть вместе с ним.

Звуки музыки

Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»

Опера основана на пьесе французского драматурга Бомарше. По типичным жанровым признакам это – опера-буффа, однако по музыке и драматургии – абсолютно новое слово в оперном искусстве. «Свадьба Фигаро» имела особый успех и приобрела большую популярность. За первые три вечера представления артистов так часто вызывали на бис, что император даже приказал ограничить количество этих проявлений зрительской любви.

С самых первых тактов увертюры зрители понимают, что эта, возможно, величайшая опера Моцарта, будет полна действия и интриги. Слушатели, погружённые в головокружительные музыкальные пассажи, буквально не имеют ни минуты покоя. Композитор приглашает нас прожить вместе с героями оперы один сумасшедший день из жизни Фигаро, который и по сей день остаётся одним из самых ярких музыкальных персонажей.

Фортепианный концерт № 21

Будучи на пике популярности, Моцарт создал и исполнил этот концерт в 1785 году. Он широко известен публике, благодаря использованию этой музыки в кинофильме «Эльвира Мадиган», с которым она в основном ассоциируется. В медленной части концерта особенно заметен тонкий стиль Моцарта – вначале звучит возвышенная тихая и лирическая мелодия, но это не просто поэтическая идиллия. Струнные в басу придают звучанию воздушность, а внезапные оркестровые акценты добавляют в общее настроение сумрачность, бросая тень на лирическое сопровождение струнных. Убаюканный светлой безмятежностью исполнения, слушатель вскоре начинает чувствовать, будто в музыку проникают некое беспокойство и волнение – и так, в переплетениях мажора и минора, вновь заявляет о себе главная тема.

Симфония № 40

Это одна из трёх величайших симфоний Моцарта, написанных им 1788 года и ставших итогом его симфонического творчества. Симфония № 40 - наиболее лирическая и задушевная из трёх, она впечатляет своей эмоциональностью и драматизмом.

С первых тактов музыки звучит взволнованная и одновременно певучая тема главной партии, задавая настроение для всей первой части произведения. Симфония поражает совершенством формы и тем мастерством, с каким Моцарт сумел изобразить глубокую человеческую драму.

По материалам книги Роланда Вернона «Моцарт»


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 33 слайда, pptx
2. Звуки музыки:
    В. А. Моцарт, Симфония № 40 соль минор, К 550, 1 часть, mp3
    В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано № 21 до мажор, К 622, 1 часть, mp3
    В. А. Моцарт. Свадьба Фигаро, К 492 Увертюра, mp3
3. Сопроводительная статья, docx

Композиторы и исполнители