Мелодия. Тематическое занятие

Мелодия. Тематическое занятие

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Тематическое занятие «Мелодия»

1-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление о мелодии как выразительном средстве музыки, о форме музыкального произведения.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы ранее познакомились с пьесой немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Что такое мелодия, вы, наверное, уже знаете: это напев. Вы поёте много песен. В каждой из них - своя мелодия: весёлая, задорная, нежная или грустная. Мелодию можно спеть голосом со словами или напеть без слов, можно сыграть на каком-нибудь инструменте или сразу на нескольких. Она может звучать с сопровождением других инструментов, других мелодий, аккордов аккомпанемента. Разные мелодии передают самые различные настроения, чувства человека. Не случайно говорят: «Мелодия - душа музыки».

П е д а г о г. Послушайте ещё раз очень красивую, грустную и нежную «Мелодию» К. Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий. (Звучит запись.)

В каждом произведении - вокальном (написанном для голоса) или инструментальном (исполняемом на музыкальных инструментах) есть одна или несколько мелодий. В больших, крупных произведениях их очень много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о своем. Различая, сравнивая мелодии по настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чём рассказывает музыка. Например, в пьесе Л. Бетховена «Весело-грустно» - две мелодии. Одна весёлая, игривая, другая печальная, ласковая.

В пьесе три части. В первой части звучит весёлая мелодия, во второй - грустная. Но вот снова повторяется, возвращается весёлая музыка (в третьей части), и мы понимаем, что грусть была мимолётной, взгрустнулось ненадолго, что вернулось светлое настроение. Смысл этой пьесы был бы другой, если бы не повторялась снова первая часть (весёлая мелодия). Тогда мы бы почувствовали и поняли, что пьеса заканчивается грустно.

Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже называется «Мелодия». Написал её знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Какая по настроению «Мелодия»  П. Чайковского? (Звучит запись.)

Д е т и. Грустная.

П е д а г о г. Правильно. А какая из двух пьес звучит более грустно и жалобно? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. «Мелодия» Глюка.

П е д а г о г. Да. Грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь, отчаяние. «Мелодия» П. Чайковского, как и «Мелодия» Х. Глюка, грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная. Прислушайтесь, в этой пьесе есть средняя часть: музыка становится шаловливой, шутливой, игривой, звучит отрывисто, легко. (Звучит фрагмент.) Но вот опять возвращается грустное и нежное чувство, а в конце мелодия звучит успокоенно и светло. (Звучит «Мелодия» Чайковского.)

2-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с разными музыкальными инструментами, их выразительными возможностями, сравнивая пьесы с одинаковыми названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы сравнивали две пьесы с одинаковым названием «Мелодия» композиторов Глюка и Чайковского. Обе они грустные по настроению. Но «Мелодия» Чайковского звучит не так печально и жалобно, как «Мелодия» Глюка. В ней есть и светлая, шутливая средняя часть. (Звучат фрагменты.)

А какой инструмент играет «Мелодию» Глюка?

Д е т и. Флейта.

П е д а г о г. Правильно. Флейта играет в сопровождении оркестра. (Звучит фрагмент.) В оркестре основную роль берут на себя обычно скрипки и виолончели. Это струнные инструменты, на которых играют смычком. Смычок - это деревянная трость с натянутым на неё пучком конского волоса. Звук у струнных инструментов более сильный и сочный, чем у нежной флейты, произошедшей от свирели. Виолончель похожа на скрипку, но гораздо больше по размеру и звук у неё более низкий, густой.

«Мелодию» Чайковского играет скрипка в сопровождении фортепиано - трепетно и тепло, задушевно. (Звучит фрагмент.)

Давайте послушаем ещё одну пьесу с похожим названием. Эта пьеса называется «Цыганская мелодия» чешского композитора Антонина Дворжака. Какие инструменты вы услышите? Какое настроение музыки? (Звучит запись.)

Д е т и. Музыка грустная, нежная. Мелодию играют скрипки.

П е д а г о г. Правильно. «Цыганскую мелодию» играет оркестр, в котором скрипки ведут основную мелодию. Им помогают виолончели и фортепиано. Музыка грустная и нежная. Мы говорили, что и «Мелодия» Глюка тоже грустная и нежная. Чем отличаются эти пьесы? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. «Мелодия» Глюка тихая и жалобная, а «Цыганская мелодия» Дворжака звучит громче, с волнением.

П е д а г о г. Правильно. «Мелодию» Глюка играет флейта - очень нежно и жалобно, а «Цыганскую мелодию» Дворжака - целый оркестр - взволнованно, трепетно, иногда беспокойно, настойчиво, пронзительно звучат скрипки. В конце мелодия вдруг поникает, а потом звучит просветлённо и успокоенно. (Исполняется «Цыганская мелодия» Дворжака.)

Во всех трёх пьесах - Глюка, Чайковского и Дворжака с названиями «Мелодия» - выражено грустное настроение. Но грусть эта разная. Мелодия Глюка (её играет флейта) печальная и жалобная. Мелодия Чайковского (её играет скрипка) более взволнованная, но иногда (в средней части) - шутливая, беспечная.

Мелодия Дворжака (её играет целый оркестр) ещё более взволнованная, беспокойная, встревоженная. Давайте попробуем движениями рук передать разные оттенки грустного настроения, разный характер этих пьес, подвигаться под музыку. (Дети дирижируют, импровизируют танцевальные движения.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Мелодия, mp3;
    Дворжак. Мелодия, mp3;
    Глюк. Мелодия, mp3;
    Бетховен. Весело, mp3;
    Бетховен. Грустно, mp3;
    Бетховен. Весело-грустно, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятия, docx.

Композиторы и исполнители